Пхеньян отказался от несуществующих переговоров
20 июля Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) — одно из немногих официальных СМИ, через которые власти Северной Кореи доносят свои мысли как до граждан своей страны, так и до всего мира,— объявило, что КНДР отказывается вести переговоры и добиваться соглашения по образцу иранского. "Мы не испытываем никакого интереса к диалогу ради одностороннего замораживания или полного оставления нашей ядерной программы... Мы совершенно очевидно являемся ядерной державой, а у ядерных держав существуют свои интересы",— говорилось в заявлении ЦТАК.
Это заявление было удивительным и неожиданным, поскольку никто не делал КНДР никаких официальных предложений о начале переговоров. Более того, о том, что в самой Северной Корее называют ядерными силами сдерживания, в контексте иранского соглашения вообще никто ничего не говорил на более или менее официальном уровне.
В Пхеньяне существует давно опробованный способ обращения к мировому сообществу с просьбами и предложениями. Если в Северной Корее становится особенно туго с продовольствием или деньгами, в стране объявляют о запуске очередной ракеты или испытании очередного ядерного устройства. Или просто выступают с каким-нибудь особенно жестким и воинственным заявлением. Соседние государства намек понимают, начинают переговоры или посылают в Пхеньян своего представителя. Дело обычно заканчивается предоставлением гуманитарной помощи, и все стороны благополучно забывают о северокорейской ядерной программе до следующего раза. Нынешнее заявление ЦТАК вполне укладывается в эту привычную схему. Во всяком случае, если бы Пхеньян захотел сообщить миру о своей заинтересованности в переговорах, его заявление выглядело бы точно так же, как то, что было опубликовано 20 июля.