Завершающий танец
Балетный сезон в двух столицах завершается бенефисом Натальи Осиповой и Ивана Васильева — 30 июля их "Соло для двоих" покажут в Михайловском театре, а 1-3 августа в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
"Соло для двоих" — проект с биографией. Задумывался он еще пять лет назад, когда неразлучная пара — Осипова и Васильев — успешно танцевала в Большом театре, а продюсер Сергей Данилян выстраивал их международную карьеру. На следующий год артисты совершили судьбоносный кульбит, променяв Большой на Михайловский и получив возможность выступать всюду, где вздумается. Тут проект и начал обретать очертания — сразу было решено, что традиционной классики в двойном бенефисе не будет. Затем в жизни пары произошел очередной поворот: Наталья стала звездой Ковент-Гардена, укоренилась в Лондоне и приобрела универсальный репертуар; Иван, бравируя положением "человека мира", танцевал повсюду, но все чаще — в России, где его профессиональные навыки находили наилучшее применение.
Пара распалась, но проект выжил, более того — обрел точное название, позаимствовав его у Матса Эка: "Соло для двоих". Подобрали, согласовали, выучили репертуар; и год назад программа из балетов хореографов Сиди Ларби Шеркауи, Охада Наарина и Артура Питы, переработанных для Осиповой и Васильева, была показана в Москве, Лондоне и Нью-Йорке.
Тогда стало ясно, что мировые звезды действительно не пара: там, где требовалось чувствовать в унисон и действовать в полном согласии, Осиповой и Васильеву не удалось найти общий язык. Лучшим в программе оказался балет португальца Питы "Facada" на музыку Фрэнка Муна. Обильно приправленный черным юмором, он рассказывал о распаде союза и убитой любви. Легкомысленный юнец сбегает из-под венца, оскорбленная невеста, отрыдав ведро слез, идет на последнее любовное свидание, душит вероломного жениха в объятиях и отчаянно пляшет над его бездыханным телом.
Этот спектакль завершит и нынешнюю трилогию. Но два других балета "Соло для двоих" выбраны героями вечера и поставлены специально для каждого из них. "Моцарта и Сальери" сочиняет для Ивана молодой, но уже признанный россиянин Владимир Варнава. В балете на музыку кантаты Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери "На выздоровление Офелии", написанную соавторами в честь возвращения на оперную сцену известной певицы Анны Стораче, Иван станцует Моцарта, 27-летний хореограф — Сальери, костюмы им делает Татьяна Ногинова. Постановка будет готова накануне петербургской премьеры.
Наталья Осипова подошла к делу основательнее: балет Zeitgeist на музыку Филипа Гласса сочинил англичанин Алистар Марриотт, танцовщик и хореограф Ковент-Гардена, который уже ставил для нее балет, вошедший в репертуар лондонской труппы. С Натальей выступит превосходный танцовщик Эдвард Уотсон, ее постоянный лондонский партнер. Солистов сопровождают трое корифеев Королевского балета, три части спектакля оформлены графическими видеопроекциями, проясняющими смысл каждой картины. Загодя поставленный балет только что прошел обкатку в Лондоне и получил от критиков лестные четыре звезды.
Таким образом, в России двойной портрет солистов предстанет обновленным на две трети и более реалистичным, чем в прошлом году: в трехчастной программе отразится и перфекционизм Натальи Осиповой, и спонтанность Ивана Васильева, и их обоюдная несовместимость. Похоже, последнее обстоятельство приведет к тому, что в этом году "Соло для двоих" прозвучит в последний раз и перейдет в разряд балетных историй.