Конголезская ретроспектива
В Париже на самом высоком правительственном уровне открылась выставка "Красота Конго", конголезских художников приветствовал премьер-министр Манюэль Вальс. Однако кураторы Fondation Cartier никогда не разменивались на протокольные экспозиции, так что если это и пример "дружбы народов", то очень курьезный. Автор "Красоты Конго" галерист Андре Маньян — специалист по африканскому искусству и большой друг многих представленных на выставке мастеров — смог показать яркую (в самом буквальном смысле слова) коллекцию: от первых опытов 1920-х годов, когда африканские художники были заперты в резервации бывшей бельгийской колонии, до современных арт-шоуменов вроде JP Mika, которых с руками отрывают на выставках.
Для русского взгляда это очень актуальная и поучительная выставка. Все современное искусство Конго построено на любви и ненависти — любви к западной культуре и ненависти к ней же. Ненависть эта ритмична и весела, она излучает цветную энергию со стен, льется из радиоточек, где транслируются закольцованные джазовые композиции: "Мы добились независимости... независимости мы добились... почему мы молимся богам белых... почему белые не молятся нашим богам". Но при том совершенно очевидно, что работы художников основаны на западном опыте, западной технике и западном же взгляде на вещи, который и создал эту замечательную выставку, превратив ненависть в любовь.