Никто не хотел уступать

Виктор Лошак: почему не меняются отношения между Грузией и Россией?

Отношения между Грузией и Россией вот уже несколько лет, как не зависят от неуравновешенного Михаила Саакашвили. Тем не менее они не меняются радикально. Только ли территориальная проблема Абхазии и Южной Осетии здесь причина?

Россия и Грузия соседи. И как бы ни было трудно, находить общий язык все равно придется

Фото: РИА НОВОСТИ

Виктор Лошак

В отсутствие дипломатических отношений большинство рабочих вопросов между двумя странами решаются на регулярных встречах члена правительства — спецпредставителя по отношениям с Россией Зураба Абашидзе и статс-секретаря нашего МИДа Григория Карасина. Считается, что между общественным мнением и дипломатией есть дистанция, не позволяющая впрямую влиять настроениям в обществе на международные позиции. Фонд публичной дипломатии имени А.М. Горчакова предпринял определенный эксперимент: собрал в Тбилиси ученых, журналистов, политиков, чтобы выработать к официальной повестке будущей встречи Карасин — Абашидзе еще и общественную.

У этой попытки конечно же были не только сторонники, но и скептики. Считается, что за последнее время и так немало сделано. Восстановлена торговля с Грузией: вино и боржоми уже давно на российских прилавках. Между Тбилиси и Москвой ежедневно четыре авиарейса. Для въезда в Грузию российскому туристу ничего, кроме зарубежного паспорта, не нужно. В Грузии работают уже около 200 российских компаний.

С другой стороны, несмотря на все напряжение отношений, в России самая большая грузинская диаспора. Еще недавно тип экономики Грузии и называли "отходническим" — главные поступления в страну валюты были от работающих за рубежом. Несколько лет назад статистика давала цифру — 664 млн долларов в год переводят из России 600 тысяч работающих в ней граждан или бывших граждан Грузии. Все признают, что такое количество денег существенно ниже реального: значительная, если не большая часть, передается по неофициальным каналам. Однако у поступления валюты от "отходничества" есть большой минус: откуда бы ни приходили доллары и евро — из России, Греции (там грузинские женщины традиционно работают нянями и домработницами), Германии,— они почти не инвестируются в экономику. Это деньги "на жизнь", мелкими суммами рассеивающиеся по многим семьям.

Возможно, в политическом диалоге между Россией и Грузией мнение общества не лишне именно в силу запутанности отношений, исторической сложности, противоречащих простым человеческим интересам шагов лидеров. Всему этому задал тон еще Звиад Гамсахурдиа — первый президент независимой Грузии. Он объявил "Грузию для грузин", он же запретил любую торговлю с Россией. У Москвы в 2006 году были свои ошибки с несправедливым выдворением грузин. Отдельную и, наверное, самую трагическую главу во все это вписал президент Саакашвили, усилиями которого Южная Осетия сначала стала плацдармом войны, а потом и откололась от Грузии. Теперь человек, отправившийся из Тбилиси в Гори, может с дороги увидеть и чужих пограничников в 40 километрах от столицы, и огни российской военной базы около Цхинвала.

"Пророссийский политик", "агент ФСБ" — это со времен Саакашвили едва ли не самые ходовые ярлыки, которыми обмениваются в Тбилиси власть и оппозиция. По опросам, процентов 25 жителей Грузии хотели бы сближения с Россией, но 65 процентов считают ее врагом. Согласитесь, в этих исходных политических реалиях люфт действий у дипломатов невелик. Хотя при этом нет никаких предпосылок для возвращения Саакашвили в Грузию. Его "Единое национальное движение" далеко не на вершине популярности, к тому же в самой партии произошел раскол. На принятие бывшим президентом украинского гражданства и должности одесского губернатора лидеры власти, и формальный, и неформальный, отреагировали одинаково. Миллиардер Бидзина Иванишвили: "Обманщик Саакашвили сидит в телевизоре и говорит тысячу глупостей... От нас он сбежал, от украинцев может и не успеть". Премьер Ираклий Гарибашвили: "Брать советы у такого авантюриста — это очевидная ошибка".

Чтобы понять, как относятся к Саакашвили в грузинских верхах, стоит сказать, что лишь по подозрению в возможной организации в Киеве встречи между действующим и прошлым президентами Грузии пришлось уйти со своих постов главе президентской администрации и ключевому советнику.

С другой стороны, с Саакашвили все не так просто. Ему продолжают симпатизировать многие медиа, а самый влиятельный и профессиональный в стране телеканал "Рустави-2" и не скрывает общей с Саакашвили партийной принадлежности. Любое изменение градуса даже не в отношениях, а в риторике может вызвать волну критики, как это было со словами Гарибашвили, что Южная Осетия с Абхазией все-таки Москвой не аннексированы и ситуация с ними лучше, чем у Украины с Крымом.

Поправили журналисты и оппозиция и Иванишвили, когда тот примирительно заявил, что между Грузией и Россией был лишь личностный конфликт президентов. Тогда ему предложили считать эту несовместимость глобальной, а не персональной.

Как заметил один из грузинских участников встречи в Тбилиси: слово "прагматизм" еще плохо вписывается в политическую реальность Грузии. Скорее, свое берут время и интересы бизнеса. Если Тбилиси вошел в десятку самых дешевых столиц мира, то неудивительно, что сюда в прошлом году прибыло 750 тысяч туристов из России, и цифра эта с кризисом серьезно не изменится. Сейчас появился коммерческий проект создания паромной переправы Поти — Новороссийск. Санкции открыли окно для грузинских сельскохозяйственных товаров. Дело за малым — произвести их в нужном количестве.

Как показали общественные слушания, главный шаг, которого в результате переговоров Абашидзе — Карасин ждут от российской стороны,— упрощение визового режима. Дисбаланс тут очевиден: открытая Грузия и закрытая Россия. Никто не формулирует, не объясняет, чего мы боимся. Тем более что поездки в Москву пока еще не могут стать для грузин массовыми: билет стоит более 300 евро, а средняя зарплата в Грузии 581 лари (230 евро). Молодая Грузия почти полностью исключила Москву из маршрутов своих путешествий и учебной практики. И выходит: старшее поколение говорит по-русски, молодежь русского не понимает. Мы в этом заинтересованы?

Говоря на эту тему, Зураб Абашидзе лишь разводит руками: "Я своему коллеге по переговорам сказал: вам решать. Мы свой путь прошли. У меня все-таки есть надежда, что Россия начнет упрощать въезд для определенных категорий: бизнесменов, журналистов, студентов..."

В Тбилиси говорят и о том, что для кого-то закрытая визовая практика стала кормушкой. Собственно, как всегда это бывает, когда в руках чиновника сделать исключение из правил.

...Возможности встреч двух дипломатов не стоит переоценивать. Конечно, два человека не могут заменить собою работу двух больших посольств. Даже со стороны иногда кажется, что в переговорах Абашидзе с Карасиным одни тупики. Например, железная дорога через Абхазию нужна всем — она открывает короткое и полноценное сообщение из Закавказья в Россию. Но даже если эту ветку привести в порядок, то вряд ли удастся договориться хотя бы о названии. Для одних это "грузино-абхазская железная дорога", для других — "абхазское отделение грузинской железной дороги". И здесь не уступит никто. А такой вопрос не единственный.

Вся лента