Команда «Голос» дана для всех
В Москве у руководителей НКО прошли обыски в рамках уголовного дела, возбужденного в Самаре
В рамках расследования уголовного дела в отношении главы самарского отделения ассоциации «Голос» Людмилы Кузьминой проведены обыски у руководителей центрального офиса организации — Григория Мельконьянца и Романа Удота. Дело возбуждено в начале 2015 года по факту «уклонения от уплаты налогов» на 2,2 млн рублей. При этом Людмила Кузьмина связывает и уголовное дело, и обыски в Москве с предстоящими выборными кампаниями.
Вчера прошли обыски в квартирах руководителей ассоциации за права избирателей «Голос» Григория Мельконьянца и Романа Удота. Следственные мероприятия, по данным представителей организации, проводятся в рамках уголовного дела о неуплате налогов, возбужденного в отношении главы самарского филиала «Голоса» Людмилы Кузьминой в начале года. Как сообщил исполнительный директор «Голоса» Григорий Мельконьянц, обыски начались в его доме около 6.00. В предъявленном постановлении об обыске сообщалось, что следственные действия ведутся в рамках дела о неуплате налогов. Напомним, дело было возбуждено в январе в отношении главы «Голоса-Поволжья» Людмилы Кузьминой по ч. 1 ст. 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов», наказывается штрафом от 100 до 300 тыс. рублей, либо арестом до 6 месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет). Как пояснял „Ъ“ представляющий интересы госпожи Кузьминой юрист Рамиль Ахметгалиев, заявление в следственные органы передали сотрудники налоговой службы. По версии следствия, в период с 2010 по 2013 годы в декларациях фонда «Голос-Поволжье», исполнительным директором которого была госпожа Кузьмина, указывались сведения, не соответствующие реальному доходу, в результате чего организация уклонилась от уплаты налогов на сумму около 2,2 млн рублей. По словам адвоката, налоговые претензии касаются средств, полученных «Голосом» от Агентства США по международному развитию (USAID). Организация занималась финансированием российских НКО, в том числе таких, как Московская Хельсинкская группа, «Голос», «Мемориал». В сентябре 2012 года на волне изменения политики РФ в области НКО USAID пришлось свернуть свою деятельность в стране. «Характер работы представителей USAID в нашей стране далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества. Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня и институты гражданского общества», — разъяснил тогда претензии российских властей к агентству официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич. Как пояснил господин Ахметгалиев, сразу после ухода USAID из РФ все его пожертвования считаться таковыми перестали, и налоговые органы стали предъявлять НКО, получившим их, претензии. В их числе оказался и «Голос-Поволжье». При этом, правда, как поясняла „Ъ“ Людмила Кузьмина, «Голос-Поволжье» получал пожертвования от ассоциации «Голос» (Москва), а не от USAID.
5 февраля правоохранительные органы инициировали обыск по ее месту жительства и в самарском отделении организации «Голос-Поволжье». Как рассказывала „Ъ“ Людмила Кузьмина, из ее дома были изъяты все листы с рукописными записями, два ноутбука, фотографии, газетные архивы, флеш-карты, все книги на иностранных языках — путеводители, словари, а также заграничный паспорт. Кроме того, были изъяты все документы в офисе организации, рассказывала госпожа Кузьмина. В конце марта 2015 года пресс-служба СУ СК РФ по Самарской области сообщила, что на имущество исполнительного директора межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества «Голос-Поволжье» наложен арест. Как сообщила „Ъ“ вчера Людмила Кузьмина, действительно, под арестом находятся ее квартира и ее автомобиль Daewoo Matiz.
Параллельно с этим региональное отделение «Голос-Поволжье» пытается в арбитражном суде признать незаконными претензии налоговой службы, легшие в основу уголовного дела. Согласно определению Арбитражного суда Самарской области, МИФНС № 18 по Самарской области была проведена выездная проверка в отношении «Голоса-Поволжье» в 2014 году. По ее результатам в июне 2014 года налоговая служба вынесла решение о привлечении ассоциации к ответственности и начислении штрафа в размере 401,1 тыс. рублей, а также доначислении налога в размере 2,2 млн рублей и 510,1 тыс. рублей пени. Арбитражный суд Самарской области и апелляционная инстанция отказали в удовлетворении иска «Голоса-Поволжье». Заседание в кассационной инстанции назначено на 30 июля.
Как пояснил „Ъ“ адвокат Людмилы Кузьминой Рамиль Ахметгалиев, срок давности по уголовному делу, возбужденному в отношении Людмилы Кузьминой, истек еще в марте, а сама она подпадала под амнистию. С требованиями о ее амнистировании адвокат обращался в следственные органы. «Но нам отказали, сообщив, что будут искать новую фактуру. Видимо, они придумали, как это сделать. Хотя дело по всем признакам мертвое», — заявлял господин Ахметгалиев. Людмила Кузьмина в беседе с „Ъ“ подтвердила, что, по ее информации, обыски были официально санкционированы одним из судов Самары в рамках возбужденного уголовного дела. «Но я считаю, что это просто инструмент для давления на потенциальных наблюдателей на предстоящих выборах и, главное, на организатора этого наблюдения — центральный офис „Голоса” (в Единый день голосования, 13 сентября 2015 года, в Самарской области пройдет масса избирательных кампаний. — „Ъ“)», — считает госпожа Кузьмина. Она добавила, что у ее московских коллег, как и у нее, были изъяты компьютеры и бумажные документы. В завершение она сообщила, что по делу имеет статус подозреваемой. «Как мне пояснили следователи, то, что у меня забрали загранпаспорт, является аналогом подписки о невыезде», — рассказала Людмила Кузьмина, добавив, что по-прежнему входит в избирательную комиссию и займется организацией наблюдения на предстоящих выборах.
Получить комментарий в региональном СУ СК вчера не удалось — телефон пресс-секретаря ведомства был отключен.