"Москва по некоторым позициям достигла физического предела"
Михаил Блинкин о способах решения транспортных проблем: "Ridesharing — это суперпопулярная штука во всем мире, это какие-то предварительные договоренности, могут быть оперативные договоренности посредством мобильных средств и так далее. И люди кооперируются, причем тут все, что есть на свете, — и момент экономический, потому что мы делим расходы, и момент социальный — чего это я 700 км буду пилить один? Это, безусловно, один из важнейших трендов, и этот тренд очень хорошо ложится на массовое распространение всевозможных гаджетов и массовую привычку к интернет-общению, к пользованию мобильными устройствами и так далее. Это как бы по ветру, ветер все равно дует в эту сторону, но это только один тренд, есть еще не менее важные тренды".
"Они уже не с транспортом связаны, а с устройством городов. Если посмотреть на схему ежедневных поездок в европейских городах, ничего аналогичного московским потокам мы там не увидим. Московские потоки как устроены? Все, начиная от дальнего Подмосковья и даже ближних наших каких-нибудь тульских соседей, все едет в центр Москвы, от московской периферии, ближнего Подмосковья мы все едем в одну сторону, а потом мы едем обратно. Никаких транспортных ресурсов, метрополитена, железной дороги, автомобильных дорог для того, чтобы скушать этот трафик, не придумано человечеством. Если мы посмотрим на аналогичный трафик, скажем, в том же Париже, мы увидим, что точек притяжения в Иль-де-Франс сильно за дюжину".
"И вторая вещь, еще более фундаментальная. Мы, это российская привычка, привязаны к месту жительства. Я всегда цитирую с грустью и удовольствием строки Бродского: "В каких рождались, в тех и умирали гнездах". А резидентная мобильность — сегодня живу там, а завтра подрос ребеночек, пошел в школу или жена пошла на работу, или тысяча других семейных обстоятельств, — мы поменяли место жительства, не меняя своих отношений с банком по поводу долгосрочного mortgage или ипотеки, как говорят в Германии и в России. Вот два этих феномена — мультицентричность, полицентричность и резидентная мобильность, то есть не транспортные решения транспортных проблем".
"И третий рецепт, опять же связанный с веком информатизации, гаджетов, интернета и всего на свете. Сколько я себя помню, с младшего научного сотрудника, мы говорили о феномене работы из дома. Как только появился интернет, все люди, которые занимаются проблемами городов, заговорили: "Ребят, вообще-то транспортные проблемы кончатся при глобальной интернетизации, какие транспортные проблемы? Если только этим людям не надо вывозить мусор и точить гайку, то зачем их вообще тащить на работу?". То есть все белые воротнички вообще не связаны с рабочими поездками. Гипотеза не подтвердилась категорически. Более того, сейчас, когда я являюсь директором небольшого института, я думаю, могу ли я свою молодежь посадить на удаленный доступ? Ответ — нет. Я это связываю это исключительно с возрастной консервативностью. Но более молодые менеджеры, у которых коллектив несколько сотен человек, говорят, что глупость полная, пусть приезжают на работу. Но сдвиг в области работы из дома идет очень медленно. Количество людей, работающих из дома в интеллектуальных профессиях, просто даже в обычных беловоротничковых профессиях, уже сейчас немаленькое. Эти вещи гораздо важнее, чем любой транспорт".
О том, почему новые дороги не решат транспортные проблемы Москвы: "Москва по некоторым позициям достигла уже просто физического предела. Главные наши линии метро принимают в пиковом режиме 60-65 тыс. пассажиров в одну сторону. Цифра, если даже я сравниваю с Токио, с Пекином, неправдоподобная. Ну хорошо, мы сейчас сделаем третьи, четвертые пути на подмосковных железных дорогах, мы цифру с 60 доведем до 100. Но если у меня по Курскому направлению движется 100 тыс. человек в одну сторону в час — людям все равно будет неудобно, комфортную мобильность я им не обеспечу".
О том, как платная парковка уменьшает количество машин: "До парковочной революции поездка горожанина куда-нибудь на Старую Басманную или на Мясницкую на автомобиле стоила по бензину из кармана рублей 40. А если ему ту же поездку надо было сделать на трамвае плюс метро, уже получалось дороже. Не может обед в классном ресторане быть дешевле, чем перекус в "Макдоналдс". Это чистая экономика".