С нечистого листа
Совет федерации считает опасными для России 12 иностранных организаций
Сегодня Совет федерации (СФ) направит главам МИДа, Минюста и Генпрокуратуры "патриотический стоп-лист" "в связи с необходимостью" противодействия "антироссийской активности" некоторых иностранных организаций. Сенаторы включили в перечень Фонд Сороса, Freedom House и Крымскую полевую миссию по правам человека (всего — 12 организаций), но не смогли пояснить, как эти структуры вмешиваются во внутреннюю политику России. Спикер СФ Валентина Матвиенко отметила, что список носит "предупредительный характер". Фигуранты "стоп-листа" называют свое включение в перечень "ошибкой" и "недоброжелательным шагом".
В СФ вчера обнародовали так называемый патриотический стоп-лист. В список вошли институт "Открытое общество" (Фонд Сороса), Национальный фонд демократии, Международный республиканский институт, Национальный демократический институт по международным вопросам, Фонд Макартуров, Freedom House, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, фонд "Образование для демократии", Восточно-Европейский демократический центр, Всемирный конгресс украинцев, Украинский всемирный координационный совет и Крымская полевая миссия по правам человека.
Отвечая на вопрос "Ъ" о том, как формировался "стоп-лист", спикер СФ Валентина Матвиенко сообщила, что информация об иностранных организациях, которые "оказывают финансовую поддержку" российским НКО, поступила из регионов. "Наши организации, не зная о политических целях этих структур, зачастую попадают под их влияние",— считает председатель СФ. Ориентируясь на "стоп-лист", российские органы власти и гражданское общество будут "проявлять осторожность". А Генпрокуратура, МИД и Минюст по обращению СФ проверят действия иностранных организаций на предмет "антироссийской активности". Юридической силы список не имеет: Валентина Матвиенко сообщила, что он носит "предупредительный характер".
Напомним, что глава комитета СФ по международным делам Константин Косачев, в конце июня выступивший с идеей создания "стоп-листа", ранее призывал не торопиться с включением в перечень конкретных организаций, поскольку его подготовка "должна быть гласной" (см. "Ъ" от 4 июля).
Вчера господин Косачев, представляя "стоп-лист", признался, что "предполагал, что работа потребует значительно больше времени". Но "поскольку угрозы очевидны", было решено "начать с первого, неширокого, но бьющего в цель" списка. В СФ при этом так и не дали конкретного ответа на вопрос "Ъ" о том, в чем заключаются эти "угрозы". Константин Косачев, сославшись на "собственную аналитику", объяснил, что перечисленные организации "всеми силами хотят вмешаться в российскую внешнюю политику". Он заверил, что при рассмотрении кандидатов на попадание в перечень создатели списка "не обращали внимания на национальную принадлежность" организаций: только потом выяснилось, что "семь из них имеют отношение к США, еще две — к Польше, три — к Украине". Но на вопросы о том, какие именно нарушения допустили иностранные НКО, господин Косачев ответил, что это должны "установить соответствующие органы". Глава комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас добавил, что сенаторы получают информацию "в закрытом режиме" из "разных источников". В рамках рассмотрения "стоп-листа" на комитете, сообщил "Ъ" источник в СФ, господин Клишас рассказывал, что консультировался по поводу перечня с Генпрокуратурой, МИДом и ФСБ.
Координатор Крымской полевой миссии по правам человека, член президентского совета по правам человека (СПЧ) Андрей Юров заявил "Ъ", что "миссия" не давала в своих докладах "политических оценок": "Ими пользовались и в СПЧ, и уполномоченные по правам человека в РФ Элла Памфилова и в Крыму Людмила Лубина". Теперь, считает он, власти не смогут говорить, что в Крыму свободно работают российские правозащитники, и "кроме ущерба репутации России это ничего не даст". Председатель Украинского всемирного координационного совета Михаил Ратушный сообщил "Ъ", что организация занимается поддержкой украинских диаспор по всему миру, в том числе и в России, где была ратифицирована рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств. Внесение совета в "стоп-лист" выглядит "недоброжелательным шагом" даже на фоне "фактической войны", которая идет между Украиной и Россией, считает он. В Freedom House называют "ошибкой" создание патриотического "стоп-листа". "В то время как российское правительство пытается ограничить политические права и гражданские свободы, Freedom House сочувствует организациям, которые работают над тем, чтобы Россия стала более демократической страной",— заявили "Ъ" в пресс-службе организации.
Глава СПЧ Михаил Федотов считает, что "стоп-лист" "совершенно излишен". В частности, по его словам, непонятно, какой ущерб безопасности государства наносит правозащитная миссия в Крыму. "Если иностранная организация нежелательна, для этого есть закон об НКО, который позволяет не допустить ее работу в России, а если человек занимается деятельностью, которая вредит государству, для этого есть УК",— сказал господин Федотов "Ъ".