"Алмаз" обойдется без "Звезды"
Судостроительная фирма закупит дизели для катеров в Китае
Судостроительная фирма "Алмаз" решит проблему отсутствия двигателей для пограничных катеров ФСБ без помощи российских производителей. Разрыв контракта с немецкой MTU мог расширить рынок сбыта для продукции петербургского завода "Звезда". Но руководство верфи предпочло китайского производителя.
Конфликт со странами Запада, вылившийся в отказ европейских партнеров поставлять комплектующие, машины и оборудование, заставляет российских судостроителей искать альтернативы на новых для себя рынках.
Так, петербургское ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз"", оснащавшее ранее свои пограничные катера немецкими двигателями Motoren- und Turbinen-Union (MTU), обратилось к производителям силовых установок в КНР. Об этом рассказал "Ъ" генеральный директор верфи Леонид Грабовец. Отправиться на поиски дизелей в КНР судостроительную фирму вынудил отказ компании из Фридрихсхафена комплектовать заказанные пограничниками катера своей продукцией.
По словам главы "Алмаза", для поиска новых партнеров представителю завода пришлось поехать в Китай. Результаты командировки внушают руководству предприятия оптимизм: китайские производители пообещали поставить первые шесть двигателей в декабре. Установки предназначены для двух пограничных катеров — по три на корабль. Леонид Грабовец не называет конкретных цифр, но утверждает, что дизели из КНР обойдутся его верфи на 30% дешевле, чем немецкий вариант, при сопоставимом качестве. Название китайского производителя господин Грабовец не раскрывает.
По информации базы данных "СПАРК-Интерфакс", до конца следующего года "Алмаз" должен построить для входящей в структуру ФСБ войсковой части 55056 (Лубянка, 12) три патрульных катера проекта 12200 "Соболь" с заводскими номерами 218, 219, 220. За них судостроительная фирма получит свыше 1 млрд рублей.
К 31 декабря 2017 года та же войсковая часть ожидает три сторожевых корабля проекта 22460 типа "Охотник" под номерами 506, 507, 508. Контракт подписан сторонами на 6,83 млрд рублей. Кроме того, на сайте госзакупок есть информация о проведении контрразведчиками закупки у единственного поставщика (ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз"") трех "Охотников" под номерами 509, 510, 511. Информация о заключении контракта появилась 13 ноября 2014 года. За своевременную поставку катеров в Новороссийск предприятие получит 7,58 млрд рублей. Корабль под номером 509, согласно закупочной документации, должен быть готов к 1 декабря 2017 года. Оставшиеся два катера чекисты ждут годом позже.
О первом конфликте немецкой MTU с российскими судостроителями стало известно в марте, когда президент ОСК Алексей Рахманов заявил о подготовке судебных исков к германской компании. По словам руководителя судостроительной госкорпорации, MTU сорвала контракт, предполагавший поставку силовых установок, на сумму €24 млн. На недавно прошедшем Международном военно-морском салоне немецкая компания выставляла свой стенд с двигателями, поставлявшимися в Россию до введения санкций. Посетив салон, господин Рахманов обсудил с представителями германской фирмы казус с поставками, но до конструктивных решений стороны пока не договорились.
Как рассказали в ОСК, отказ немецких двигателестроителей был получен в конце 2014 года. Двигатели предназначались для корветов "Северной верфи" проекта 20385 "Гремящий" и "Проворный". Оба находятся в стадии строительства. Первый по достройке должен войти в состав Северного флота ВМФ. В корпорации "готовят судебную позицию по вопросу". После встречи Алексей Рахманов выразил надежду, что ОСК удастся "обойтись малой кровью".
Председатель совета директоров ОАО "Звезда" (петербургский производитель дизельных двигателей. — "Ъ") Павел Плавник объяснил, что любой военный заказ требует согласования заказчика. "Обычно такой заказ подлежит межведомственным испытаниям. Заказчик сам решает, проводить сертификацию или нет. К сожалению, в последнее время принимаются решения на свой страх и риск о замене той или иной продукции на аналог без проведения проверки на соответствие требуемому качеству. По сути, происходит нарушение законодательства. Доходит до абсурда — на военных кораблях появляется английская мебель. Касается это и силовых установок", — рассказал господин Плавник, добавив, что эта практика существовала задолго до введения санкций.
Он также подчеркнул, что продукция, произведенная в Китае, на данный момент в России не сертифицирована. Кроме того, "ничто из КНР по определению не локализуется в России и не имеет такой перспективы". Сертификация достаточно трудоемкий процесс, его сложность и длительность зависят от параметров продукции. "Масло для дизелей испытывают от двух до шести месяцев", --- привел пример председатель совета директоров "Звезды".
Для пограничных катеров "Звезда" готова делать два двигателя. Первый — М150 "Пульсар", который "Звезда" демонстрировала на минувшем Военно-морском салоне. "Если бы кредитная линия ВЭБа была открыта в сентябре прошлого года, мы бы уже произвели и поставили их для "Алмаза"", — посетовал Павел Плавник. Стоит отметить, что новейший "Пульсар", еще не опробованный в эксплуатации, попал под шквал критики главнокомандующего ВМФ Виктора Чиркова во время заседания Морской коллегии, прошедшего неделю назад в Петербурге. Главкома не устроил уровень локализации машины. "Разработка их, а изготовление чье? Опять импортное. Где металл, из которого будут делать этот дизель? В России способны сделать корпус и составные детали? Нет, потеряли все технологии. Электрооборудование? Нет. А турбонагнетающие установки кто делает? Австрия, Швейцария, Швеция", — не сдержал возмущения адмирал Чирков.
Вторая модель — М-504, предназначенная для кораблей большего водоизмещения, производится серийно и установлена на 60% кораблей надводного флота. "Разработка совместно с НПО "Аврора", создавшим автоматику, и московским НПО "Винт" полностью закрывает силовую установку", — говорят на заводе.
Павел Плавник считает, что замена немецких двигателей на китайские может быть произведена для одного корабля. Но если она ведется массово, завтра закупки в КНР могут стать общим решением, что, по его мнению, поставит крест на политике импортозамещения.