Избиркомы поищут агитацию в интернете
Блогеров приравняют к СМИ
Центризбирком (ЦИК) сегодня примет сводные методические рекомендации по контролю за соблюдением правил информационного обеспечения выборов в интернете. Согласно документу, теперь избиркомы должны будут следить в сети за нарушениями правил агитации и передавать скриншоты в правоохранительные органы. Систематические публикации в интернете мнений о кандидате или партии, размещенные одним пользователем, ЦИК будет считать агитацией.
Проект постановления ЦИКа "О методических рекомендациях по вопросам контроля за соблюдением правил информационного обеспечения выборов в сети интернет" будет принят "за основу", после чего планируется оставить две недели на его доработку, заявила "Ъ" курирующая в ЦИКе этот вопрос Майя Гришина. Она отметила, что вопрос информирования и агитации в интернете не был урегулирован документом ЦИКа, к тому же за последние годы "образовалась определенная правовая база", прежде всего, за счет изменения законодательства об информации. В документе будут описаны правила работы во время выборов интернет-СМИ, которые "приравнены к традиционным СМИ", но в действующих законах не описаны. Теперь же, как говорится в рекомендациях, их работу нужно будет регулировать "по аналогии с традиционными СМИ".
В документе будет обозначена процедура проверок интернет-сайтов, которые не зарегистрированы в качестве СМИ или блогеров. ЦИК признал, что "определенную сложность в квалификации могут иметь случаи, когда распространяемые в интернете и в социальных сетях сообщения или высказывания, имеющие конкретного автора, не содержат прямых призывов голосовать за или против кандидатов, избирательных объединений, однако содержат мнение автора о том или ином кандидате, избирательном объединении". ЦИК считает, что в этом случае целесообразно использовать методологию, применимую к представителям СМИ, то есть "квалифицировать данные действия как агитацию только в случае, если распространение негативного или позитивного мнения будет носить систематический или целенаправленный характер".
В рекомендациях подчеркивается, что на зарегистрированные интернет-СМИ распространяются правила предвыборной агитации, которые действуют для телеканалов, радиостанций и печатных СМИ. Сетевые издания, согласно рекомендациям, должны соблюдать сроки агитации (начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается за сутки до дня голосования). Интернет-СМИ могут размещать предвыборную агитацию, если опубликуют сведения о готовности представлять данную услугу и о ее стоимости не позднее чем за 30 дней до объявления выборов. Они должны будут предоставить эти сведения в избирком. Эти правила распространяются и на блогеров, которые включены в соответствующий реестр Роскомнадзора (владельцы сайтов или интернет-страниц с посещаемостью более 3 тыс. человек в сутки).
Следить за тем, как соблюдается законодательство в сети, должны избиркомы, которые в случае обнаружения нарушений правил агитации в интернете должны будут обратиться в органы, которые смогут пресечь незаконную агитацию. Фиксировать нарушения комиссии будут с помощью скриншотов (в "методических рекомендациях" описывается, как их делать). В документе комиссиям рекомендуется обращаться в суд для разрешения блокировать сайт с любой незаконной информацией о выборах.
Член ЦИКа с совещательным голосом от "Единой России" Константин Мазуревский пояснил "Ъ", что агитация в интернете "ничем не отличается от другой агитации". "Но в интернете способ фиксации нарушений затруднен — материалы могут быть удалены, поэтому требуются способы дополнительной фиксации",— отметил он.
По мнению главы межрегионального объединения избирателей Андрея Бузина, псевдоагитационные материалы за кандидатов после введения новых норм смогут размещать политтехнологи их конкурентов. "Определить, реально это агитация, незаконная агитация или информирование, способны только силовые органы, например ФСБ. Технологи власти будут пользоваться этим",— считает он.