Российский союз автостраховщиков (РСА) зафиксировал рекордный рост числа страховых случаев, урегулированных без участия ГИБДД. Всего по европротоколу за шесть месяцев 2015 года оформлена 81 тыс. мелких ДТП, что составляет 11,8% от всех аварий. Эксперты говорят, что потенциально 80% всех дорожных происшествий могут быть оформлены таким образом. Этому может способствовать и запуск по инициативе РСА мобильного приложения «ДТП. Европротокол», значительно упрощающего оформление документов для страховой компании.
Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ / купить фото
По данным РСА, за шесть месяцев 2015 года 81 тыс. аварий была оформлена без участия ГИБДД, что почти вдвое больше, чем год назад. Это значит, что в этих ДТП не было пострадавших, водители сумели договориться, кто из них виноват в происшествии, а материальный ущерб не превысил 50 тыс. руб. для каждой из поврежденных машин.
Это впечатляющая динамика, учитывая, что введенный в 2003 году европротокол популярностью среди водителей долгое время не пользовался из-за низкого уровня доверия к страховым компаниям. Страховщики зачастую отказывались принимать у граждан документы, оформленные без участия ГИБДД. Основные причины отказов: неправильно оформленные документы и сумма ущерба, превышающая установленный законом лимит. Последние годы власти активно занимаются популяризацией европротокола. Особенно в этом заинтересована мэрия Москвы, поскольку столица больше остальных городов страдает от пробок, спровоцированных мелкими авариями и многочасовым ожиданием гаишников. В августе 2014 года лимит выплат по европротоколу вырос с 25 тыс. до 50 тыс. руб. Президент РСА Игорь Юргенс считает это основной причиной стремительного роста популярности этой схемы (средняя выплата по европротоколу составляет 18,5 тыс. руб.)
Кроме того, с 1 июля вступила в силу редакция ПДД, где детально расписан алгоритм действия водителей при ДТП. Господин Юргенс утверждает, что инспекторы могут теперь штрафовать водителей на 1 тыс. руб. за то, что они не оформили ДТП по европротоколу (ст. 12.27. ч. 1 «Невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД, в связи с ДТП»). Но в ГИБДД уже заявили, что на практике санкция применяться, скорее всего, не будет. «Сегодня нет никакой установки»,— сообщили там.
«Потенциальная доля аварий, которые можно оформить без ГИБДД,— 80%,— говорит координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов.— Поэтому 11,8% — это несерьезно, динамика 2% в год явно недостаточная. Гарантий того, что аварию оформят правильно и выплатят компенсацию, по-прежнему мало, поэтому водители предпочитают вызывать ГИБДД». По его данным, в некоторых городах Сибири и Дальнего Востока водители стали активно пользоваться услугами аварийных комиссаров, помогающих в оформлении европротокола за 1–2 тыс. руб., в результате инспекторы на мелкие аварии почти не выезжают. «В Москве такой практики нет, все, как раньше, часами стоят в ожидании гаишников»,— резюмировал господин Шкуматов.
РСА между тем предлагает новые меры для упрощения автоаварий. Речь, в частности, идет о подготовке мобильного приложения «ДТП. Европротокол». С его помощью можно будет с места аварии передать фотографии поврежденных автомобилей в информационную базу данных РСА. При этом в союзе исключают мошенничество: исправить или отредактировать фотоснимок не получится. О сроках запуска приложения в РСА не говорят: «В настоящее время проводится опытная эксплуатация, на это потребуется некоторое время». Кроме того, ГИБДД собирается отменить справку, которую выдают инспекторы для страховой компании после ДТП, она будет необходима только для аварий с пострадавшими (“Ъ” сообщал об этом 1 октября 2014 года).