ГИБДД выходит из аварийной ситуации
Количество ДТП, оформленных без инспекторов, выросло вдвое
Российский союз автостраховщиков (РСА) зафиксировал рекордный рост числа страховых случаев, урегулированных без участия ГИБДД. Всего по европротоколу за шесть месяцев 2015 года оформлена 81 тыс. мелких ДТП, что составляет 11,8% от всех аварий. Эксперты говорят, что потенциально 80% всех дорожных происшествий могут быть оформлены таким образом. Этому может способствовать и запуск по инициативе РСА мобильного приложения «ДТП. Европротокол», значительно упрощающего оформление документов для страховой компании.
По данным РСА, за шесть месяцев 2015 года 81 тыс. аварий была оформлена без участия ГИБДД, что почти вдвое больше, чем год назад. Это значит, что в этих ДТП не было пострадавших, водители сумели договориться, кто из них виноват в происшествии, а материальный ущерб не превысил 50 тыс. руб. для каждой из поврежденных машин.
Это впечатляющая динамика, учитывая, что введенный в 2003 году европротокол популярностью среди водителей долгое время не пользовался из-за низкого уровня доверия к страховым компаниям. Страховщики зачастую отказывались принимать у граждан документы, оформленные без участия ГИБДД. Основные причины отказов: неправильно оформленные документы и сумма ущерба, превышающая установленный законом лимит. Последние годы власти активно занимаются популяризацией европротокола. Особенно в этом заинтересована мэрия Москвы, поскольку столица больше остальных городов страдает от пробок, спровоцированных мелкими авариями и многочасовым ожиданием гаишников. В августе 2014 года лимит выплат по европротоколу вырос с 25 тыс. до 50 тыс. руб. Президент РСА Игорь Юргенс считает это основной причиной стремительного роста популярности этой схемы (средняя выплата по европротоколу составляет 18,5 тыс. руб.)
Кроме того, с 1 июля вступила в силу редакция ПДД, где детально расписан алгоритм действия водителей при ДТП. Господин Юргенс утверждает, что инспекторы могут теперь штрафовать водителей на 1 тыс. руб. за то, что они не оформили ДТП по европротоколу (ст. 12.27. ч. 1 «Невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД, в связи с ДТП»). Но в ГИБДД уже заявили, что на практике санкция применяться, скорее всего, не будет. «Сегодня нет никакой установки»,— сообщили там.
«Потенциальная доля аварий, которые можно оформить без ГИБДД,— 80%,— говорит координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов.— Поэтому 11,8% — это несерьезно, динамика 2% в год явно недостаточная. Гарантий того, что аварию оформят правильно и выплатят компенсацию, по-прежнему мало, поэтому водители предпочитают вызывать ГИБДД». По его данным, в некоторых городах Сибири и Дальнего Востока водители стали активно пользоваться услугами аварийных комиссаров, помогающих в оформлении европротокола за 1–2 тыс. руб., в результате инспекторы на мелкие аварии почти не выезжают. «В Москве такой практики нет, все, как раньше, часами стоят в ожидании гаишников»,— резюмировал господин Шкуматов.
РСА между тем предлагает новые меры для упрощения автоаварий. Речь, в частности, идет о подготовке мобильного приложения «ДТП. Европротокол». С его помощью можно будет с места аварии передать фотографии поврежденных автомобилей в информационную базу данных РСА. При этом в союзе исключают мошенничество: исправить или отредактировать фотоснимок не получится. О сроках запуска приложения в РСА не говорят: «В настоящее время проводится опытная эксплуатация, на это потребуется некоторое время». Кроме того, ГИБДД собирается отменить справку, которую выдают инспекторы для страховой компании после ДТП, она будет необходима только для аварий с пострадавшими (“Ъ” сообщал об этом 1 октября 2014 года).