"Это новый сезон остросюжетного сериала "Как большому бизнесу отжать деньги у малого"
Совет федерации в среду рассмотрит проект закона о стимулировании развития малого и среднего бизнеса. Документ был принят Госдумой в конце июня и, в частности, дает право регионам право устанавливать виды предпринимательства, которые получат налоговые льготы. В то же время ужесточение финансового бремени для малого бизнеса обычно проходит незамеченным, считает предприниматель Антон Хреков.
Cтоит правительству заикнуться об увеличении налога для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей (ИП), как тут же это в топах новостей, в блогах и лентах соцсетей. Но вот рождается налог, который никто не замечает, а если и заметил, то не счел налогом вовсе. Не замечают в Минфине и делают вид, что не замечают в Центробанке. И он не косвенный, а абсолютно прямой — прямее некуда. Я бы даже не назвал его налогом. Это — выкуп. Выкуп за заложника под названием "ваша выручка".
Я помню, как все начиналось. Год назад в одном банке, чье название и произносить-то тошно, с меня вдруг решили взять дань за снятие наличных со счета физлица, куда я перевел деньги со своего же счета ИП в том же банке. Крик вопиющего в пустыне эмоций о том, что это мои деньги и что это не срочный вклад, не возымел действия. Мол, пока не отлежатся сколько-то там недель, не отдадим! На нечто похожее, совершенное с разной степенью изобретательности, вскоре стали жаловаться знакомые. Где-то срезали без прелюдий, где-то выстраивали сложные цепочки, от которых сам Шерлок Холмс утопился бы в Темзе. Итог был один, как в старом одесском анекдоте: все равно таки поимеют.
Но все же недуг был точечным. Перерос он в эпидемию, когда 1 апреля сего года Сбербанк, совсем не в шутку, ввел однопроцентную комиссию за перевод со счета ИП (видимо, и каких-то других видов счетов тоже — тут точно не скажу) на счет физлица. Комиссия вещь неприятная, но терпимая, если бы тут же стояла пометка "не более Х рублей за один перевод". Такой принцип был всегда — и в советское время, и в антисоветское. Мол, заплати нам наш процент, но максимум, скажем, 1 тыс. руб. Ан нет. Начислил себе ИП-шник зарплату по итогам многомесячных трудов, пусть 500 тыс. Так вот, отдай нам из них 5, и иди, не оборачивайся. И не казне, заметим, а дяде чужому. За что? За электронную операцию, которую сам же и обслужил?
Я не готов сказать, что во всем виноват Сбербанк. "Сбер" сделал немало за малый срок. Совершил тихую революцию в культуре банковского обслуживания, рывком вытянув страну из дремучего совка сберкасс на вполне европейский уровень. Но так оно получилось: как в модной некогда книге "Переломный момент". Другим осталось только отзеркалить сделанное лидером. И вот он — седьмой процент для тех, кто сидел на 6-процентной упрощенке.
Пытаюсь фантазировать, окунаясь в конспирологию, но ничего не вытанцовывается: если это скрытое увеличение налога, то почему не государству? Если тайная борьба с обнальными конторами, то они и дальше будут "обналить", только дороже. Если попытка выдавить бизнес из упрощенки, то почему прямо не сказать: упрощенка — зло, и отменим-ка мы ее к Новому Году!
Сдается мне, нет тут теории заговора, а есть новый сезон остросюжетного сериала под названием "Как большому бизнесу отжать деньги у малого". Хочется уважаемого мегарегулятора в лице Центрального Банка тоже пригласить к просмотру.