Комитет против попыток
КПП не будет больше оспаривать статус иноагента и возобновит работу в новом качестве
Нижегородский областной суд не удовлетворил апелляционную жалобу крупной российской правозащитной организации «Комитет против пыток», оспаривавшей включение ее в реестр иностранных агентов по представлению прокурора. Правозащитники пытались обжаловать законность решения Советского райсуда, подтвердившего позицию прокуратуры. В КПП решение считают ожидаемым и не планируют его оспаривать, а намерены ликвидироваться и работать в рамках новой структуры.
На заседании в Нижегородском областном суде от Межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток» (КПП) присутствовали его руководитель Игорь Каляпин, юрист Дмитрий Казаков и юрист ассоциации «Агора» Рамиль Ахметгалиев. В начале заседания представители КПП ходатайствовали о приобщении к делу документов, которые не успели представить в Советский райсуд. В частности, речь шла о регистрации КПП в реестре социально ориентированных организаций, что, по мнению правозащитников, подтверждает социальный характер их деятельности. Но суд отказался приобщить к делу документы, сославшись на то, что их можно было представить в первой инстанции.
Напомним, КПП был внесен в реестр некоммерческих организаций (НКО), выполняющих функцию иностранного агента, в конце 2014 года на основании представления прокурора Нижегородской области Олега Понасенко после проверки по заявлению нижегородского отделения Национального освободительного движения (НОД). В Советском райсуде юристы КПП опровергали выводы прокуратуры о том, что организация занимается политической деятельностью. Прокуратура посчитала политикой информацию на сайте КПП о его работе и доклад о пытках в России, участие сотрудников в уличных акциях и на пресс-конференциях, работу в составе Общественно-наблюдательной комиссии и Совета по правам человека при президенте. Правозащитники же настаивали, что прокуратура ошиблась, разглядев политику в защите прав человека, а члены КПП участвовали в пресс-конференциях и различных организациях как частные лица. В итоге в апреле райсуд позицию правозащитников не поддержал и жалобу комитета к прокуратуре отклонил.
Вчера в облсуде Дмитрий Казаков, ссылаясь на законодательство об НКО, отметил, что политической считается деятельность, направленная на изменение проводимой государственной политики, а в случае с КПП это не доказано: «При оценке деятельности комитета прокурор называл разные цели: дискредитацию правоохранительных органов, формирование общественного мнения, воздействие на принятие госорганами решений, негативную оценку решений и действий госорганов. Однако здесь нет оснований и аргументов, чтобы признать деятельность организации направленной на изменение проводимой государственной политики». Также, по мнению правозащитников, райсуд необоснованно учел мнение только эксперта со стороны прокуратуры, который имеет историческое образование, в то время как у экспертов КПП есть степени в области политологии. «За 15 лет работы КПП всегда заявлял, что практика пыток существует у нас в стране вопреки Конституции, федеральному законодательству и должностным инструкциям. Государственная политика направлена на их недопущение, и у нас нет необходимости влиять на госполитику в этой сфере. Возможно, прокуратура сочла политической деятельностью то, что мы призываем разрешать все конфликты в судебной плоскости, а не на баррикадах», — заявил руководитель КПП Игорь Каляпин.
В свою очередь представители прокуратуры просили не удовлетворять жалобу комитета, так как организация не отрицает иностранного финансирования и влияет на госполитику «как в положительную, так и в отрицательную сторону».
В итоге облсуд оставил в силе решение райсуда. Это решение вступило в силу, и обжаловать его КПП не планирует. По мнению Игоря Каляпина, «это совершенно бесперспективно»: из более 60 организаций, которые пытались оспорить статус иностранного агента, ни одна не выиграла в судебных процессах. По словам главы КПП, он накануне получил письмо за подписью замминистра юстиции РФ с предупреждением, в частности, о том, что сотрудники организации должны представляться иностранными агентами при публичных выступлениях, а также внести соответствующие изменения в официальные бланки и на своем сайте. «Я намерен ему ответить, что никогда этого не напишу ни про себя, ни про свою организацию даже под угрозой расстрела, а не то что штрафа или уголовного дела», — заявил господин Каляпин. Чтобы избежать уголовного преследования за неисполнение закона и полумиллионного штрафа, на уплату которого у организации средств нет, КПП намерен самоликвидироваться. «Собирать средства у граждан на оплату штрафа, как это сделал „Дронт“ (нижегородский экоцентр „Дронт“, также признанный иностранным агентом, объявил публично о сборе средств. — „Ъ“), я считаю неприемлемым, использовать для этого средства иностранных доноров — тоже, тем более что мы уже отправили их обратно, и на счету у нас сейчас копейки. Выход у нас один — срочно ликвидироваться. Сегодня совет комитета инициирует проведение межрегиональной конференции, которая состоится в течение ближайших недели-двух, где и будет принято решение о судьбе организации», — заявил господин Каляпин. Правозащитники намерены продолжать свою деятельность под другим названием, возможно, в рамках нескольких организаций.