Ритейлерам повесят ценник
"Опора" просит раскрыть стоимость услуг для поставщиков
Общественная организация "Опора России" предлагает ужесточить закон "О торговле", обязав ритейлеров раскрывать цены на различные услуги для производителей. По замыслу организации расходы поставщика на маркетинг должны оставаться в пределах 5% от стоимости поставки. О нарушениях ритейлеров их контрагенты должны будут сообщать в Федеральную антимонопольную службу под угрозой штрафа 1,5 млн руб.
"Опора России" направила председателю комитета Госдумы по безопасности Ирине Яровой свои предложения (копия есть у "Ъ") ко второму чтению поправок к закону "О торговле". Законопроект, подготовленный госпожой Яровой совместно с группой депутатов и сенаторов, в мае был принят в первом чтении. Он предусматривает снижение допустимого размера совокупных выплат сетям от поставщиков до 3%, тогда как сейчас только премия за объем закупки, ретробонус, составляет 10%. Также предлагается сократить срок оплаты поставленной продукции до 5-35 дней в зависимости от сроков хранения продукции (сейчас 10-45 дней).
Организация предлагает пойти еще дальше и обязать ритейлеров публиковать на своих сайтах прейскурант с ценами на продвижение товара, аренду торговых площадей для размещения оборудования поставщика и другие тарифицированные услуги. Например, предоставление услуг по продвижению товаров не должно стоить дороже 5% от цены партии, говорится в письме. "Опора" настаивает, что предоставление поставщику отчетов о реализации товаров в сети не является услугой. Ранее поставщики неоднократно жаловались, что в некоторых сетях предоставление таких отчетов классифицируется как маркетинговая услуга и стоит десятки процентов от стоимости поставки. Также "Опора" предлагает обязать поставщиков сообщать в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) обо всех случаях понуждения к уплате каких-либо вознаграждений, не предусмотренных законом, и случаях, когда объем выплат превышает установленный порог. Ответственность поставщика за сокрытие этой информации должна быть не менее 1,5 млн руб.
Поправки помогут ограничить реальные объемы выплат ритейлерам, поясняет вице-президент "Опоры" Максим Каширин. "Если снизить только ретробонус, то все недополученные средства сеть вернет через маркетинговые услуги, которые могут оказывать аффилированные с ней компании — третьи лица. Мы предлагаем прикрыть эту лазейку",— сказал господин Каширин. В ФАС не знакомы с последними предложениями "Опоры", поэтому не стали комментировать ее инициативу.
Госпожа Яровая передала "Ъ", что все предложения, поступающие в ее аппарат, перенаправляются в профильный комитет для рассмотрения. В комитете по экономической политике и предпринимательству, ответственном за принятие поправок к закону "О торговле", в курсе предложений "Опоры". Зампред комитета Виктор Звагельский признает, что от бизнеса уже стали поступать сигналы о переходе на оказание маркетинговых услуг третьими лицами. Вместе с тем, считает он, "Опора" предлагает избыточное регулирование. "Никто не мешает поставщикам и сейчас обращаться в ФАС, если их принуждают заключать какой-либо договор",— говорит депутат.
Сегодня практически невозможно доказать сам факт принуждения поставщика к использованию услуги, подчеркивает заместитель председателя правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов. По его мнению, установление любых пороговых значений — 1%, 3% или 5% — не решит вопроса с фиктивными договорами оказания промоуслуг. Сопредседатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев считает, что от предложений "Опоры" совсем недалеко до законодательного установления наценок или даже цен. "Странно требовать от частных компаний такой прозрачности, которую не требуют от госкомпаний,— говорит господин Ломакин-Румянцев.— От того, что все будут знать, сколько стоит продвижение краснодарского огурца в Барнауле, ситуация не изменится. Всегда есть те, кто с интересом смотрит в незанавешенные окна".