Лидеры стран БРИКС собрались в Уфе
В столице Башкирии открылся саммит стран объединения
Седьмой саммит стран БРИКС, в этом году совмещенный со встречей лидеров глав Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), начал работу в Уфе. Мероприятие стартовало с неформального ужина от имени российского президента Владимира Путина. В официальную же повестку саммита вошло обсуждение наиболее острых международных проблем, будущее созданных на днях Банка развития БРИКС и Пула условных валютных резервов, а также встреча с представителями делового совета объединения. Владимир Путин также проведет серию двусторонних встреч с лидерами, прибывшими на двойной саммит.
Лидеры Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР прибыли сегодня в Уфу для участия в седьмом саммите глав стран БРИКС. Мероприятие стартовало с неформального ужина (в ресторанном комплексе «Даско Гарден») от имени президента РФ Владимира Путина. Ужину предшествовал ряд двусторонних встреч российского президента с руководителями других стран. В частности, Владимир Путин провел переговоры с председателем Китая Си Цзиньпином, премьером Индии Нарендрой Моди и президентом ЮАР Джейкобом Зумой, а также с президентами Белоруссии Александром Лукашенко и Таджикистана Эмомали Рахмоном (в Уфе параллельно собирается саммит ШОС). Вечером у президента России запланирована встреча с президентом Бразилии Дилмой Руссефф.
Совместная работа лидеров стран БРИКС начнется в четверг. По окончании саммита будут подписаны Уфимская декларация и план действий. Комментируя повестку мероприятия, помощник президента РФ Юрий Ушаков отметил, что ключевыми темами станут экономика, торговля и усиление роли развивающихся экономик в международных финансовых институтах. Не обойдут вниманием и актуальные международные проблемы, такие как кризис на Ближнем Востоке, иранская ядерная программа, ситуация на Украине и в Греции. Вечером 8 июля высокие гости также проведут встречу с представителями делового совета БРИКС.
Также гости саммита обсудят будущее Пула условных валютных резервов и Банка развития БРИКС, учредительные документы которых были подписаны 7 июля. «С появлением нового Банка развития и Пула валютных резервов стран БРИКС появляются общие механизмы, которые способны эффективно стабилизировать национальные рынки капитала в случае кризисных явлений в мировой экономике»,— пояснил Юрий Ушаков.
Накануне замминистра финансов Сергей Сторчак объяснил изданию «Индекс безопасности» разницу между Пулом условных валютных резервов БРИКС и Международным валютным фондом (МВФ). «Ничего общего у них нет, кроме неких ссылок на названия. Потому что МВФ — это международная организация, а Пул условных валютных резервов — “кошелек”, средства которого можно тратить лишь при наступлении определенных обстоятельств»,— объяснил он.
Сергей Сторчак намекнул, что у Греции есть возможность получить право на финансирование Банка развития БРИКС. По его словам, Греции достаточно купить «пару акций» Банка развития БРИКС, чтобы получить право на финансирование. «Если они (власти Греции.— “Ъ”) купят, образно говоря, пару акций и станут членами банка, то смогут претендовать на получение его ресурсов»,— рассказал заместитель главы Минфина, добавив, что прием в такого рода структуру нового члена — это всегда политическое решение. «Так случилось, что первыми интересоваться Банком БРИКС стали греки»,— пояснил он, заверив, что не видит проблем в одобрении возможной заявки на членство от Греции.
При этом представитель Минфина обратил внимание на чрезмерное раздувание числа форматов встреч БРИКС в ущерб проработке каждого из них. Он также выразил сомнение в реальности институционализации пятерки и отметил, что БРИКС — не объединение, а «клуб по интересам», так как правоустанавливающих документов в нем «нет и не будет».
Заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков в интервью тому же изданию, однако, высказал иную позицию. «Мы не скрываем, что видим в БРИКС потенциал постепенной трансформации в полноценную межгосударственную структуру, которая обладает всеми атрибутами вплоть до правосубъектности»,— заявил он. Что же касается расширения числа форматов, то, по мнению Сергея Рябкова, из-за забюрократизированности некоторых структур ООН многие задачи легче решать в пятистороннем формате, что и вызывает расширение тематики встреч.
При этом он отметил, что вопросы о составе БРИКС вряд ли приобретут новую актуальность в течение ближайших трех лет. «На мой взгляд, конфигурация останется примерно той же, что и сейчас,— пятисторонней, мы не хотим ничего искусственно форсировать»,— подчеркнул дипломат, уточнив, что к «внутрибриксовским» механизмам банковско-финансовой деятельности, включая расчет в национальных валютах, со временем могут присоединиться другие страны.
В подготовленном к проведению саммита БРИКС в Уфе материале Московского центра Карнеги же отмечается, что страны БРИКС поддерживают проект из разных побуждений. По мнению экспертов центра, Китай пытается избежать обвинений в злоупотреблении экономической и политической мощью, а потому ищет партнеров для всех своих международных проектов. Индия и Бразилия поддерживают БРИКС, чтобы повысить свой статус, при этом сохранив свободу от альянсов. Россия же пытается склонить экономически более успешные развивающиеся страны к созданию не зависящей от Запада системы финансовой помощи, которая пригодится ей в условиях экономического кризиса.
В этом году саммит организации совмещен со встречей руководителей стран—членов Шанхайской организации сотрудничества, поэтому помимо членов БРИКС Уфу посетят президенты Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Казахстана. Также на встречу приглашены президенты Белоруссии, Афганистана, Армении, Ирана, Монголии и Пакистана, являющиеся наблюдателями и партнерами организации по диалогу.