Российский автопром теряет запчасти
Производители автокомпонентов начали сворачивать производства
Кризис на авторынке России перекинулся на производителей автокомпонентов. Как выяснил "Ъ", запуск десятков проектов отложен, а несколько компаний остановили работающие мощности. Поставщики жалуются на отсутствие господдержки и предлагают государству в условиях девальвации рубля и низкого спроса в стране учесть в соглашениях о промсборке экспортные контракты.
О том, что на фоне глубокого падения продаж и производства автомобилей (по данным "АСМ-холдинга", в сегменте легковых машин оно сократилось на 26,6%, до 550,8 тыс. машин) ряд производителей автокомпонентов оказались на грани закрытия, "Ъ" рассказали источники на авторынке. Один из них подчеркивает, что объемы производства стали "невесомыми", а себестоимость резко выросла. Из-за этого, по данным собеседников "Ъ", некоторые поставщики, например, французская Faurecia (сиденья, детали интерьера, выхлопные системы), уже приняли решение частично остановить производство.
В Минэкономики "Ъ" подтвердили, что четыре производителя компонентов приостановили свою работу (их названия в министерстве не раскрывают), а около тридцати не реализовали свои планы по запуску заводов в РФ. Там знают и о приостановке производства Faurecia, но отмечают, что компания не сможет заморозить производство полностью. В Faurecia и PSA Peugeot Citroen (ее основной акционер) вчера на запросы "Ъ" не ответили. Источники "Ъ" рассказывают, что французский поставщик построил завод в Татарстане, но в условиях дефицита спроса так и не запустил его, перенеся в итоге свои мощности на территорию предприятия Ford-Sollers в Набережных Челнах. Решение о том, как поступить с заводом, по данным "Ъ", еще не принято. В Ford- Sollers говорят, что продолжают работать с Faurecia, которая поставляет детали интерьера для автомобилей, уточнив, что проект по производству деталей экстерьера "из-за пересмотра объемов перенесен на нашу собственную площадку" в Набережных Челнах.
Собеседники "Ъ" на рынке называют отказ поставщиков от производства в России "предсказуемым". Один из них говорит, что компании "недовольны тем, что вся господдержка традиционно распространяется лишь на автоконцерны". После резкой девальвации рубля производители автокомпонентов, у которых заключены соглашения о промсборке, как и автоконцерны, предлагали внести в формулу локализации коэффициент, который бы нивелировал валютные риски (см. "Ъ" от 5 мая), но вопрос все еще прорабатывается.
Теперь, по данным "Ъ", производители компонентов просят включить в формулу локализации, применяемую в соглашениях о промсборке (обеспечивают нулевые таможенные пошлины на ввоз субкомпонентов), добавленную стоимость, созданную при сборке компонентов, которые потом экспортируются. В Минэкономики подтвердили, что предложение использовать экспортное производство при расчете локализации уже рассматривается, хотя окончательное решение не принято. Сначала предполагалось, что производители автокомпонентов будут работать на внутренний рынок, исключительно под нужды локальных производителей, теперь же экспорт стал более привлекателен, поясняет старший партнер EURussia Partners Иван Бончев. Гендиректор "ЦФ Кама" (СП немецкой ZF Friedrichshafen AG и КамАЗа) Александр Захаров подтверждает, что у компании в силу курсовой разницы появился спрос в Германии.
Гендиректор Национальной ассоциации производителей автокомпонентов Михаил Блохин считает, что изменение в формуле послужило бы дополнительным стимулом для иностранного производителя, который планирует локализовать производство в России. Впрочем, господин Бончев отмечает, что это будет лишь на три года, до истечения соглашений о промсборке.