Московские улицы растеряли арендаторов
Доля вакантных площадей выросла на 3%
В течение первого полугодия 2015 года центральные торговые улицы Москвы лишились еще 3% своих арендаторов, а общий уровень вакантных площадей вырос до 11%. Владельцам помещений street retail становится все труднее удерживать арендаторов: на фоне спада на рынке коммерческой недвижимости ритейлеры предпочитают переносить свои магазины в торговые центры.
За первые шесть месяцев этого года объем вакантных площадей на основных торговых улицах Москвы внутри Садового кольца вырос с 8% до 11%, говорится в исследовании компании «Магазин магазинов». Этот результат хуже первоначальных ожиданий консультантов, которые по итогам первого квартала прогнозировали, что уровень свободных площадей закрепится на отметке 9%. Больше всего арендаторов потеряли Большая Дмитровка (уровень вакантных площадей за три месяца вырос с 6% до 20%), Пятницкая (с 7% до 17%) и Петровка (с 7% до 15%). Арендные ставки за год снизились на 20%, указывают в «Магазине магазинов».
Тенденция к резкому росту вакантных площадей в сегменте street retail наметилась еще на фоне макроэкономических проблем в середине прошлого года. Теперь консультанты предполагают, что влиять на спрос стала и общая конъюнктура рынка недвижимости. «На фоне рекордного ввода площадей арендаторы сейчас часто делают выбор в пользу открытия в торговых центрах»,— объясняет руководитель направления street retail «Магазина магазинов» Марина Маркова. По данным JLL, в январе—июне 2015 года московские девелоперы ввели 342 тыс. кв. м качественных торговых площадей — это на 41% больше, чем годом ранее. При этом уровень вакантных помещений увеличился с 6,5% до 7,5% в новых объектах. По подсчетам Knight Frank, ставки аренды в торговых центрах за первое полугодие снизились на 5–20% в зависимости от профиля магазина.
Еще одним фактором падения активности арендаторов в street retail в «Магазине магазинов» называют уход из этого сегмента банковских офисов. За последние два года доля кредитных организаций в общем пуле арендаторов сократилась с 9% до 2%. При этом доля заведений общепита за год увеличилась с 25% до 28%. Изменение пула арендаторов соотносится с ранее обнародованными планами правительства Москвы. Весной прошлого года мэрия одобрила проект по предоставлению налоговых льгот собственникам помещений, которые арендуются под кафе, рестораны или магазины (см. “Ъ” от 4 апреля 2014 года).
Как рынок офисов Москвы поднимается со дна
На московском рынке офисов, пострадавшем больше других сегментов коммерческой недвижимости из-за прошлогодних валютных колебаний, замедлилось падение стоимости аренды. Во втором квартале этого года ставки в бизнес-центрах класса А уменьшились всего на 4%, хотя еще в январе--марте сокращение достигало 10%. По прогнозам консультантов, полностью рынок восстановится не раньше будущего года. Читайте подробнее