"Лица желтые над городом кружатся"

Кроме нефти и газа, Китай попробует инвестировать в российскую инфраструктуру и социальные проекты, например, доступное жилье для населения. Об этом заявил глава департамента Европы и Центральной Азии МИД Китая Гуй Цинъю. Обозреватель "Коммерсантъ FM" Константин Эггерт считает, что Россия скоро узнает, какую цену ей придется заплатить за китайскую помощь.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

В семидесятые годы московские шутники придумали парафраз на мотив "Желтых листьев" Раймонда Паулса, назывался он "Баллада о китайском десанте". "Лица желтые над городом кружатся", — пелось в припеве. И вот сорок лет спустя мы наблюдаем десант иного рода. Китайские товарищи готовы подсобить нам в строительстве не только скоростных железных дорог и трубопроводов, но и доступного жилья. Они все рассчитывают на десятилетия вперед. Именно так китайцы стали фактическими владельцами значительной части Африки, прежде всего той, которая, в отличие от ЮАР, не обзавелась демократией, и, в отличие от Египта, — американской финансовой помощью.

После того как благодарные россияне въедут в новые квартиры, китайские гости ровным, но не терпящим возражения тоном потребуют от наших властей отдать им... что? Да все что угодно — от лесопилки до арктического шельфа, от университетов до контрольного пакета акций, скажем, РЖД. Вы возразите, что "раньше такого не бывало"? Я отвечу — "значит будет". Тем более что постепенная скупка активов по всему миру входит в список стратегических целей Пекина. Спросите, например, сотрудников некогда шведской, а ныне китайской компании Volvo. Разумеется, что-то можно будет передать не навсегда, а в концессию. Лет на сорок девять, а может — на девяносто девять.

Еще при жизни мы получим шанс ощутить, каково это — числиться в младших братьях у древнейшей (из выживших) цивилизации мира. Она всех, кто живет за пределами "Серединной империи", считает варварами. Желание Москвы делать бизнес в Азии похвально. Только Азия — это не один Китай. Это и Япония, и Южная Корея, и Тайвань. Но с ними проблема — слишком тесны связи этих азиатских демократий с Вашингтоном. Не может быть в Кремле к ним такого доверия, как к Китаю, — стране, где правящий класс, подобно нашему, словно огня боится слов "свобода" и "права человека". "Вместе с Россией дружить против Америки? Почему же нет", — думает товарищ Си Цзиньпинь и его коллеги в Пекине.

Только Китаю эта дружба нужна для укрепления своих позиций в диалоге, который он уже почти на равных ведет с Соединёнными Штатами. Москве же в условиях геополитического одиночества имитация дружбы Пекином требуется потому, что, говоря словами Достоевского, нам "больше некуда идти". В китайском Политбюро это понимают и возьмут с нас максимальную цену. Тем более что из китайских школьных учебников никто не изымал главы о том, какие унижения претерпела страна от Российской империи, а затем и от Советского Союза. Вам хотелось от Запада "уважения", дорогие сограждане? Очень скоро вы узнаете, что это слово значит на китайском.

Вся лента