«Газпром» разорвал контракт с Saipem
Госмонополия ищет нового подрядчика для газопровода «Турецкий поток»
«Газпром» в последний момент отказался от услуг итальянского трубоукладчика Saipem по проекту «Турецкий поток». За простой судов подрядчика в ожидании договоренностей России и Турции госмонополии предстоит выплатить до $300 млн. Оператор строительства South Stream Transport планирует найти нового подрядчика для строительства первой ветки газопровода, а Saipem ожидает компенсаций за прекращение контракта. Работы на основном участке российского трубопровода «Южный коридор», ведущего к экспортной ветке, также приостановлены.
«Газпром» расторг контракт на укладку первой нитки трубопровода «Турецкий поток» с итальянским подрядчиком Saipem, передает «Интерфакс» со ссылкой на сообщение South Stream Transport B.V. Решение оператора газопровода объясняется «невозможностью достичь соглашения по многим рабочим и коммерческим вопросам реализации проекта «Турецкий поток», говорится в сообщении South Stream. Трубоукладчик уже был готов развернуть работы: его судно на днях встало на рейд вблизи Анапы, откуда должно начаться строительства газопровода. Другие работы по проекту продолжаются, в ближайшее время South Stream Transport B.V. начнет переговоры с потенциальными подрядчиками на этот проект, указывает компания-оператор. Saipem получил уведомление о расторжении контракта c South Stream вчера вечером. Компания отмечает, что условия договора не нарушались, поэтому Saipem положена компенсация за аннулирование контракта. На фоне этой новости акции Saipem на миланской бирже упали на 5,19% с открытия к 11:42 по московскому времени.
«Турецкий поток», сменивший отмененный полгода назад South Stream, должен пройти по дну Черного моря в Турцию и затем через Грецию и Македонию в Сербию, Венгрию и Австрию, где расположен один из ключевых газовых хабов Европы — Баумгартен. Эта труба в четыре нитки мощностью в целом около 60 млрд кубометров газа в год призвана полностью заменить украинский транзитный маршрут, от которого «Газпром» обещает отказаться в 2020 году. Но пока проект находится в самой начальной стадии: по нему не заключено обязывающих соглашений.
«Газпром» с осени прошлого года законтрактовал у Saipem два судна-трубоукладчика (Castoro Sei и Saipem 7000), которые должны были работать над морским участком предшественника «Турецкого потока» газопровода South Stream, но после отмены последнего в декабре 2014 года простаивали. По расчетам “Ъ”, простой обходится «Газпрому» примерно в €25 млн в месяц. По информации «Интерфакса», за полугодовой простой судов «Газпрому» предстоит выплатить около $300 млн.
В начале мая, после очередных переговоров главы «Газпрома» Алексея Миллера и министра энергетики Турции Танера Йылдыза, Saipem получила указание начать работы по проекту, об аналогичных указаниях сообщила вчера немецкая Europipe (поставщик труб для морского участка). На тот момент Москва и Анкара не подписали по проекту никаких обязывающих документов для строительства газопровода. Но в конце июня Турция выдала разрешение на инженерные изыскания по морскому участку «Турецкого потока» в Черном море, что позволяло «Газпрому» начать исследования по первой нитке газопровода в территориальных водах Турции. Saipem планировал начать работы в первой декаде июня, сообщал ранее «Газпром».
Остается неизвестна и судьба трубопроводной системы «Южный коридор», строящейся в России с 2012 года для подачи газа в экспортный газопровод South Stream. Как сообщал “Ъ” 7 июля, «Газпром» заморозил инвестиции в проект и приостановил работы с 1 июля по восточной — наиболее протяженной и затратной — ветке газопровода, западную ветку планируется достроить. На начало текущего года «Газпром» инвестировал в проект около 300 млрд руб., план по вложениям на текущий год составляет 278 млрд руб.
Поточный метод финансирования
В конце июня России удалось добиться первого межправительственного документа по строительству нового газопровода «Турецкий поток» и его продолжения в Евросоюз. Трубопровод на территории Греции будет строить российско-греческое СП с участием «ВЭБ Капитала». В обмен на соглашение Москве пришлось пойти на участие в финансировании проекта: строительство стоимостью €2 млрд придется оплатить «ВЭБ Капиталу» на условиях займа. Читайте подробнее