Глава встал на пути
Олег Грищенко требует выплаты компенсаций «Саратовгорэлектротрансу»
Глава Саратова Олег Грищенко выступил с критикой министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, которое задолжало МУПП «Саратовгорэлектротранс» (СГЭТ) за перевозку льготников. Недавно арбитражный суд отказался взыскивать с правительства региона 117,2 млн рублей. В минтрансе области городским властям рекомендовали провести ревизию маршрутов и оптимизировать непрофильные активы. Наблюдатели считают, что положение может спасти только выплата правительством обязательств по компенсации льготного проезда, а освобождение СГЭТ от непрофильных активов приведет к их утрате.
МУПП «Саратовгорэлектротранс» в этом году не будет ремонтировать трамвайные пути и контактную сеть, трамвайные вагоны и троллейбусы, вдвое сократит закупку запчастей, на предприятии пройдет волна сокращения штатов, отключат часть телефонов, закроется одна из конечных станций трамвайных маршрутов. Такую перспективу в опубликованном пресс-службой городской думы заявлении вчера обрисовал глава Саратова Олег Грищенко. Обращение господина Грищенко стало реакцией на решение Арбитражного суда Саратовской области, которым предприятию было отказано во взыскании с министерства транспорта и дорожного хозяйства 117,2 млн рублей долга за льготную перевозку граждан. Сейчас дело находится в апелляционной инстанции.
По словам господина Грищенко, для СГЭТ получение компенсации для льготников — серьезная проблема, решаемая только путем судебно-исковых заявлений. «Для того чтобы полностью получить положенное по закону, им приходится пройти арбитражный суд первой инстанции, затем, в случае отказа, обращаться в апелляционную и кассационную инстанции или даже дойти до Верховного суда РФ. И так уже много лет подряд», — говорит глава Саратова.
С его слов, сейчас в судах находятся иски МУПП к министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области о взыскании убытков за 2010–2011 годы. «Сроки прошли приличные, а своих денег СГЭТ за эти годы так и не получил. И нет никакой уверенности, что когда-нибудь получит. Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении одного из исков — на 117,2 млн руб. — отказал, по второму — на 261,6 млн руб. — дело пока приостановлено», — отмечает Олег Грищенко. «Не получая полной компенсации за перевозку льготников, СГЭТ практически лишается последнего способа выжить. Финансировать его деятельность за счет городского бюджета возможности тоже нет, всем прекрасно известно, что город и сам на грани выживания», — подчеркивает он.
Вместе с тем на прошлой неделе министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николай Чуриков обнародовал рекомендации правительства региона по финансовому оздоровлению МУПП «Саратовгорэлектротранс». Господин Чуриков считает, что городскому транспортному предприятию следует провести ревизию автобусных маршрутов, дублирующих маршруты трамваев и троллейбусов. По мнению министра, это позволит увеличить выручку СГЭТ. Кроме того, в правительстве уверены, что нужно провести ревизию трамвайных и троллейбусных маршрутов, чтобы сократить убыточные. Автотранспортом, по словам господина Чурикова, нужно организовать подвоз граждан к конечным остановкам муниципального электротранспорта.
Похожие рекомендации дал и заместитель главы администрации Саратова Дмитрий Федотов. Помимо рекомендованного господином Чуриковым господин Федотов посоветовал поэтапно привести цену льготных билетов к экономически обоснованной стоимости, повысить тариф с 15 до 18 рублей как минимум, а также избавиться от непрофильных активов.
МУПП «Саратовгорэлектротранс» — крупнейшее предприятие общественного транспорта Саратова. Учредитель — комитет по управлению имуществом городской администрации. МУПП обслуживает 10 трамвайных маршрутов, 11 троллейбусных и 41 автобусный. Ежедневно на улицы выходит 108 троллейбусов, 126 трамваев и 170 автобусов. За последние полгода «Саратовгорэлектротранс» перевез около 27 млн пассажиров. Износ троллейбусов составляет 70 %, трамваев — 90 %, износ контактной сети — 82 %. Убыток за 2014 год составил 146 млн рублей, по прогнозам администрации, в 2015 году убыток составит более 160 млн рублей. Услугами СГЭТ пользуются порядка 40 тыс. льготников. Сейчас долг предприятия перед ООО СПГЭС составляет 38 млн рублей. Недавно ОАО «Саратовэнерго» объявило о планах поэтапного отключения СГЭТ от энергоснабжения из-за долгов в 5,4 млн рублей. Деньги поставщику были выплачены бюджетом области.
Гендиректор МУПП «Саратовгорэлектротранс» Роберт Виньков говорит, что предприятие самостоятельно уже занимается сокращением расходов. В частности, уволена значительная часть сотрудников, а предприятие отказалось от заключения договора с правительством об установлении минимального размера оплаты труда. «Только за счет экономии покрыть убытки невозможно. Хотелось бы, чтобы правительство внимательнее подошло к оплате компенсации за льготников. Если это произойдет, предприятие не обанкротится», — говорит господин Виньков.
Депутат саратовской гордумы Дмитрий Кудинов считает, что предлагаемое правительством сокращение дублирующих автобусных маршрутов приведет, с одной стороны, к увеличению пассажиропотока, с другой стороны, из-за того что транспортом будут пользоваться больше льготников, вырастет и разрыв по компенсации, которую правительство и так не выплачивает.