Один в "Деле"
Сергей Шишкарев выкупил долю племянника в группе
Как стало известно "Ъ", президент ГК "Дело" Сергей Шишкарев стал единоличным владельцем ключевого актива группы DeloPorts, второго по величине стивидора в порту Новороссийска. Он выкупил у своего племянника и экс-президента DeloPorts Тимофея Телятника 10% акций одноименной кипрской компании и теперь занимается переводом своих активов в юрисдикцию РФ. По оценкам экспертов, сумма сделки могла составить около $50 млн.
О том, что Сергей Шишкарев стал единоличным владельцем DeloPorts, "Ъ" рассказал источник, знакомый с ситуацией. По его словам, бизнесмен выкупил 10% акций компании у Тимофея Телятника. Сделка закрыта 6 июля, акции приобретены у кипрской Lanuria Ltd. Источник "Ъ" уточнил, что сейчас идет процесс деофшоризации бизнеса Сергея Шишкарева: все его активы, в том числе DeloPorts, переводятся в российскую юрисдикцию. Собеседник "Ъ" из окружения Сергея Шишкарева считает, что Тимофей Телятник мог выручить за пакет около $50 млн. Сергей Шишкарев от комментариев отказался. Представители DeloPorts и господин Телятник подтвердили "Ъ" факт изменения состава акционеров, воздержавшись от других комментариев. Экс-акционер еще в мае покинул все посты в компании.
DeloPorts — основной актив ГК "Дело" (транспортно-логистический холдинг, основанный в 1993 году, занимается перевалкой грузов и бункеровкой судов в порту Новороссийск), второй по величине стивидор в Новороссийске после НМТП. Владеет 100% ООО "Транстерминал-Холдинг", которому на 100% принадлежит контейнерный терминал (ООО НУТЭП) и на 75% — зерновой терминал (ООО КСК) в Новороссийске, а также бункеровочное ООО ТОС. Стоимость активов DeloPorts, по данным самой компании,— от $820 млн до $1,2 млрд, EBITDA — $100 млн. По данным госреестра Кипра, DeloPorts Ltd зарегистрирована в 2012 году. 90% акций принадлежит Maxria Ltd (ее через Utterlan Ltd контролирует Сергей Шишкарев). Владельцем еще 10% указана Lanuria Ltd, на 100% принадлежащая Тимофею Телятнику.
Знакомый Сергея Шишкарева утверждает, что проблемы у акционеров DeloPorts начались более года назад, а их причиной стали "разногласия партнеров, в том числе на мировоззренческом уровне, но расстались они цивилизованно". "В конце концов они же родственники (Тимофей Телятник приходится племянником Сергею Шишкареву.— "Ъ"). В свое время этот пакет акций был ему подарен. Но Шишкарев больше не хочет нести рисков, связанных с авантюрным подходом партнера к решению задач. Это поставило бы под удар участие DeloPorts в ряде глобальных проектов, в том числе в Арктике",— говорит он. По данным собеседника "Ъ", господин Телятник, в частности, выступал против деофшоризации бизнеса ГК "Дело" и предлагал партнеру перевести активы на Запад и управлять бизнесом оттуда.
Сергей Шишкарев — экс-депутат Госдумы и давний соратник вице-премьера Дмитрия Рогозина. С февраля 2013 года входит в состав Морской коллегии при правительстве (господин Рогозин ее возглавляет). С подачи вице-премьера в 2015 году вошел в состав госкомиссии по развитию Арктики, возглавив деловой совет при этой комиссии. В апреле на первом заседании комиссии Дмитрий Рогозин заявил, что финансирование арктических программ на ближайшие пять лет должно составить 222 млрд руб., из них 160 млрд — за счет бюджета (см. "Ъ" от 15 апреля). "У Сергея Шишкарева есть далеко идущие планы по участию его структур в реализации программы комплексного развития Северного морского пути",— утверждает источник "Ъ", знакомый с планами бизнесмена.
Директор по развитию агентства PortNews Надежда Малышева отмечает, что продать долю в DeloPorts в текущей ситуации на рынке можно было лишь близкому партнеру. По данным агентства, грузооборот DeloPorts по итогам первого полугодия упал: перевалка контейнерного терминала НУТЭП снизилась на 16%, до 1,55 тыс. тонн, а зернового КСК — на 21%, до 859 тыс. тонн. К тому же доля DeloPorts в общей перевалке Новороссийского порта невелика — около 4% в первом полугодии. Госпожа Малышева согласна с оценкой доли на уровне $50 млн. Она отмечает, что возможности развития стивидорных активов DeloPorts невелики из-за инфраструктурных ограничений порта, а у ГК "Дело" "традиционно достаточно сложные отношения с крупнейшим частным собственником порта — группой "Сумма"".