ЮВТ дали право на взлет
Новый татарстанский перевозчик получил лицензию
На региональный рынок субсидируемых авиаперевозок готова выйти новая компания, созданная властями Татарстана, «ЮВТ-аэро». О выдаче ей лицензии вчера сообщила Росавиация. Предполагается, что ЮВТ встанет на рейсы, которые ранее выполняло «Ак барс аэро». Участники рынка заявляют, что согласны уступить ЮВТ часть маршрутов, которые поддерживает государство.
Вчера Росавиация сообщила о выдаче сертификата эксплуатанта АО «ЮВТ-аэро» — новому авиаперевозчику Татарстана, который базируется в аэропортах Казани и Бугульмы. Предполагается, что в ближайшие два года авиакомпания будет выполнять только внутренние рейсы, специализируясь на пассажирских региональных перевозках в Приволжском федеральном округе. Рейсы будут выполняться на воздушных судах CRJ-200 LR (количество не указывается), говорится в сообщении ведомства.
Напомним, о создании нового авиаперевозчика власти Татарстана объявили в январе 2015 года взамен двух предыдущих — «Ак барс аэро» и АК «Татарстан» (сейчас оба признаны банкротами). Изначально речь шла о названии «ЮВТ-авиа». Соответствующее ООО было зарегистрировано «дочкой» «Татнефти» (ООО «Татнефть-актив») в марте с уставным капиталом в 25 млн руб. Министр транспорта и дорожного хозяйства республики Ленар Сафин заявлял, что перевозчик создается властями при поддержке нефтяной компании. Однако в итоге лицензия на воздушные перелеты была выдана другому юридическому лицу, не имеющему прямого отношения к «Татнефти». Источник „Ъ“, близкий к авиакомпании, пояснил, что новое юрлицо появилось в рамках ранее заявленного проекта по созданию перевозчика на юго-востоке Татарстана с участием нефтяников. Между тем, АО «ЮВТ-аэро», согласно данным kartoteka.ru, имеет отношение к холдингу «Ак барс», владельца «Ак барс аэро». АО было создано, согласно kartoteka.ru, 9 апреля гендиректором ООО «Акбарслайн» — «дочкой», близкого к правительству холдинга «Ак барс». Директор АО «ЮВТ-аэро» — прежний глава «Ак барс аэро» Петр Трубаев.
Ожидается, что ЮВТ начнет полеты уже в августе. В начале месяца авиакомпания «встанет на крыло», заявил Ленар Сафин. По его словам, в маршрутную сетку войдет большинство прежних маршрутов «Ак барс аэро», в том числе в Москву и Симферополь. Напомним, до остановки деятельности расписание «Ак барс аэро» включало свыше 70 направлений. У компании было 60% рейсов в ПФО, которые субсидировались из федерального и регионального бюджетов. По этим направлениям в 2014 году АБА получила свыше 360 млн руб. дохода, обслужив около 50 тыс. пассажиров. Позже они были перераспределены между другими участниками программы — Dexter (ЗАО «Авиа менеджментгруп»; 16 маршрутов) и АК «Оренбуржье» (подразделение ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург»; 13 маршрутов). Ранее сообщалось, что на эту программу в 2015 году планировалось потратить 1,3 млрд руб.
Вчера генеральный директор АО «Авиа менеджментгруп» Эльбрус Саламов подтвердил, что авиакомпания Dexter готова передать ЮВТ все субсидируемые маршруты, которые ранее выполняло «Ак барс аэро». «Мы намерены осуществить передачу рейсов в те сроки, которые будут обозначены АО „ЮВТ-аэро“. В настоящее время к нам еще не обращались по данному вопросу», — указал господин Саламов. Он «позитивно» оценил появление новой авиакомпании на рынке региональных авиаперевозок России, полагая, что это даст возможность Dexter «высвободить часть авиапарка для использования в других направлениях авиационной деятельности».
«Если новая авиакомпания будет строить бизнес с прицелом на субсидируемые региональные перевозки и с расчетом, что региональное правительство будет „доставать“ тем или иным образом субсидии, то такая модель выглядит немного странной», — говорит глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Он указывает, что для региональных перевозок в ПФО больше подходят 19-местные суда, нежели CRJ на 50 мест. Кроме того, «никто не знает, будет ли сохранена масштабная поддержка государства или будут сокращения бюджета». Вместе с тем господин Пантелеев указывает, что на рынке уменьшилось число компаний, которые эксплуатирует CRJ, что привело к снижению конкуренции в этом сегменте рынка. «Если делать ставку не только на субсидии, но на коммерческие рейсы, компании необходимо будет выходить за пределы региона», — заключил господин Пантелеев.