"Чтобы на сцене сидел попугай, нужно множество контролирующих инстанций"

В Большом театре будут работать ослы и лошади. Режиссеры решили ввести животных сразу в несколько своих спектаклей. В новом сезоне Большому понадобятся 11 таких необычных артистов. Подробные требования к кандидатам описаны в заявке на сайте госзакупок. На аренду животных выделено 1,08 млн руб. Подробности — у Светланы Беловой.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Роли для животных нашлись в четырех спектаклях Большого. Для "Бориса Годунова" и "Царской невесты", например, нужна лошадь. А для постановки "Марко Спада" подыскивают дрессированного ослика. Его будут запрягать в телегу с седоками, поэтому животное должно быть выносливым. Также для спектакля понадобится собака. Больше всего артистов планируют задействовать в "Травиате". По сюжету на сцене играют две борзые, четыре голубя и черная дрессированная лошадь. Обязательное условие — она не должна бояться громких звуков.

Животные, кстати, давно освоили профессию артистов. Известно, что еще в XIX веке актер, режиссер и театральный импресарио сэр Герберт Бирбом Три использовал сцены с живыми кроликами в спектакле "Сон в летнюю ночь". Сейчас в репертуаре Большого довольно много постановок с участием животных. Причем порой на них держатся основные сцены. Замена такого артиста может провалить весь спектакль, отметила официальный представитель Большого театра Катерина Новикова.

"Иногда, когда мы возим то или иное представление на гастроли, нам там тоже необходимы эти животные, и там все уже зависит от наших импресарио, их возможностей пригласить этих животных. Я, например, сама помню балет "Дочь фараона", где у нас на сцену выходит очень роскошная белая лошадь просто какой-то неземной красоты. Совершенно меня поразил этот балет, показанный нами в Японии, где вдруг вместо этой прекрасной белой великолепной лошади вышла какая-то невысокая грузовая квадратная лошадь, было совершенно не узнать в ней нашу, и это выглядело совершенно комично в этом антураже", — рассказала Новикова.

По условиям контракта, всех животных должны сопровождать дрессировщики. Больше никаких особых условий в заявке не указано. Если бы подобные спектакли ставили на европейской сцене, труппу пришлось бы существенно увеличить, отметила театральный критик Марина Тимашева.

"Там действительно очень большие проблемы возникают в театрах, когда они хотят хотя бы какое-нибудь одно незначительное живое существо привлечь к работе на сцене. Допустим, даже для того, чтобы на сцене сидел попугай, нужно приглашать огромное количество контролирующих инстанций, которые будут совершенно уверены, в том что этому попугаю предоставлена удобная клетка, что его кормят соответствующим образом, что о нем заботятся, не причиняют ему никаких хлопот", — отметила Тимашева.

За все неожиданности, которые можно ждать от животного на сцене, как правило, отвечает его владелец. Обычно в договоре прописываются условия работы и штрафы. Однако зачастую удивляет приглашающая сторона, пояснил директор агентства по прокату животных Всеволод Гувман.

"Бывает, заказчик не совсем понимает, во что ввязывается. Недавно был случай: мы приезжаем с орлом, едем четыре часа в машине, требуется, чтоб орел у них описал круг вокруг съемочной площадки, потом приземлился, и с мотоцикла стартанул в закат. А нужно готовить его для таких вещей, наверное, на протяжении месяца, и нас в итоге разворачивают", — сообщил Гувман.

Животные стали уже привычными участниками театральных и кинопостановок, модных дефиле, выставок и прочих мероприятий. Против такой эксплуатации животных всегда выступают зоозащитники, но кроме них появилась и другая категория противников четвероногих актеров — это люди, страдающие аллергией. Известны даже смертельные случаи, например, когда зритель не смог пережить выступление конного театра. Активисты требуют указывать на афишах, что в постановке задействовано то или иное животное.

Вся лента