"Россияне воспринимают слово "агент" так, как их научили в середине прошлого века"
Игорь Каляпин о недопустимости термина "иностранный агент": "Проблема на самом деле очень простая. Дело в том, что слово "агент" граждане воспринимают все-таки так, как их научили воспринимать в середине прошлого века. Иностранный агент — это синоним слова "враг", "диверсант", ну и так далее. А с точки зрения логики слово "агент" — это порученец, это человек, который выполняет чьи-то указания, то есть действует несамостоятельно. Противоречие в том, что я, являясь бессменным руководителем организации "Комитет против пыток" на протяжении 15 лет, ни разу не получал ни одного поручения ни от одного донора, спонсора, будь то Администрация президента, будь то какой-то зарубежный фонд".
О бездоказательности обвинений в политической деятельности: "Проблема в том, что нас вот этот закон принуждает сейчас называть себя негодяями. То есть нас называют иностранными порученцами, но здесь ситуация-то прямо обратная: нам никто никаких указаний дискредитировать государство, скомпрометировать органы власти никто ни разу не давал. Если бы это кто-нибудь доказал, то у меня вопросов бы не было. То есть показали бы результаты каких-нибудь оперативно-розыскных мероприятий, каких-нибудь перехватов. Мы прекрасно понимаем, что мы живем в аквариуме, и у меня как у руководителя, например, организации, вообще вся жизнь как в аквариуме проходит, и наверняка, если бы хоть что-то раз было бы такое, органам власти, правоохранительным органам, спецслужбам было бы что общественности предъявить. Но ведь ничего нет".
О значении статуса "иностранного агента": "Это не просто статус, который просто приписан. Ладно бы там вот депутат Сидякин меня бы назвал иностранным агентом в Государственной думе, и они бы там какой-нибудь соответствующий реестр завели. Так ведь нет, они заставляют меня это говорить самому про себя гражданам. Они требуют, чтобы я сейчас, давая вам интервью, начинал это интервью с того, что я, Каляпин Игорь Александрович, являюсь западным порученцем.
Я вообще не понимаю, каким образом можно человека заставлять как-то представляться. У нас даже преступник, в отношении которого доказано судом, что он совершил какое-то преступное деяние, например, кражу, он вор, это доказано в суде, ему за это назначают наказание. Но, даже назначая ему наказание по приговору суда, суд не может его обязать самого себя назвать вором. Человек имеет право в последнем слове сказать: "Граждане судьи, уважаемые присутствующие, уважаемые потерпевшие, я этого не совершал". Даже человек, преступление которого доказано в суде. Почему же нас, людей, которые не совершили преступление, и которых в этом даже никто не обвиняет, заставляют на себя чего-то там наговаривать?"