Бывший следователь выступит в суде обвиняемым
Дело о вымогательстве $1 млн рассмотрят в особом порядке
Как стало известно "Ъ", в Замоскворецкий суд Москвы поступили материалы в отношении двух фигурантов расследования о вымогательстве $1 млн у скандально известного банкира Евгения Двоскина. По версии следствия, бывший следователь по особо важным делам ГСУ ГУ МВД по Москве, ныне адвокат Александр Бурчук, а также "решальщик" Владимир Барцакин за эту сумму обещали избавить господина Двоскина, на тот момент советника председателя правления Генбанка, от уголовного преследования. Оба фигуранта признали вину, причем господин Барцакин заключил досудебное соглашение о сотрудничестве. Их дела будут рассмотрены в особом порядке.
Как сообщили "Ъ" представители защиты фигурантов расследования, первым в Замоскворецком суде Москвы планируется рассмотрение дела в отношении Владимира Барцакина, а затем — Александра Бурчука. Особый порядок рассмотрения дел гарантирует обвиняемым смягчение приговора, а заключивший досудебное соглашение о сотрудничестве и давший показания на подельника Владимир Барцакин в случае возмещения им ущерба потерпевшему может рассчитывать и на минимальное наказание.
Уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) было возбуждено управлением СКР по ЦАО Москвы в конце августа прошлого года, после того как скандально известный финансист Евгений Двоскин написал в 6-ю службу ФСБ заявление о вымогательстве у него $1 млн. Оперативники взяли под контроль переговоры потерпевшего с подозреваемыми, и 1 сентября при получении от господина Двоскина в офисе Генбанка $100 тыс. был задержан известный на финансовом рынке "решальщик" Владимир Барцакин. Он не стал отпираться, согласился сотрудничать со следствием, и уже при его содействии на следующий день был задержан адвокат Александр Бурчук, в недавнем прошлом следователь по особо важным делам ГСУ ГУ МВД по Москве, занимавшийся многими громкими делами и даже удостаивавшийся звания лучшего следователя Москвы.
Как выяснилось в ходе расследования, Евгений Двоскин познакомился с Владимиром Барцакиным примерно полтора года назад, когда пытался добиться смягчения участи своей знакомой Екатерины Алабужиной, проходившей по громкому делу о хищении $15 млн у чешской компании PPFI (кстати, это дело вел Александр Бурчук). На эту цель банкир выделил €400 тыс. Когда же обвиняемая получила по приговору суда 4,5 года колонии, господин Двоскин счел себя обманутым и потребовал возврата денег. Переговоры об этом ему пришлось вести с Владимиром Барцакиным. Тот долго тянул с выплатой, а 19 августа прошлого года неожиданно позвонил банкиру. Дело в том, что в тот день в рамках уголовного дела о незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ) был обыскан офис Генбанка на Озерковской набережной, 12, а господина Двоскина допросили в качестве свидетеля.
Позвонивший господину Двоскину "решальщик" сказал, что знает о проблемах финансиста. Мало того, Владимир Барцакин сообщил банкиру, что следствие в отношении последнего "настроено очень жестко" и в самом ближайшем времени планирует предъявить господину Двоскину обвинение в участии в преступном сообществе (ст. 210 УК РФ), а затем добиться его ареста. Впрочем, сказал "решальщик", если господин Двоскин в тот же день передаст ему $200 тыс. "для заместителя директора ФСБ Элана Антонова и прокурора Москвы", те смогут снять с банкира "все претензии по линии спецслужб". Также собеседник посоветовал финансисту немедленно нанять в качестве адвоката Александра Бурчука, который, кстати, незадолго до этого получил соответствующую лицензию. Господин Двоскин на выдвинутые условия согласился, передал через водителя требуемую сумму и заключил договор с экс-следователем. По словам финансиста Двоскина, в дальнейшем господин Бурчук регулярно рассказывал ему о том, что он вскоре будет задержан, поэтому сомнений в том, что заплатить надо, у банкира поначалу не было.
Затем "решальщик" позвонил финансисту вновь и, сообщив, что проблемы решить окончательно не удалось, поднял размер отступных до $1 млн, потребовав передать $300 тыс. в тот же день. Поняв, что требования выплат не прекратятся, финансист и обратился к чекистам. В ходе расследования, кстати, выяснилось, что никакого генерала ФСБ Элана Антонова не существует, а все деньги обвиняемые намеревались присвоить.