Неправый сектор
Конфликт с радикальными националистами стал новым испытанием для украинской государственности
Через полтора года после свержения президента Виктора Януковича украинская власть столкнулась с новым вызовом, исходящим от наиболее радикальной силы Евромайдана — организации "Правый сектор" (ПС). Конфликт украинских силовиков с бойцами ПС в городе Мукачево спровоцировал столкновения по всей стране, включая Киев. К разоружению "незаконных формирований" призвали президент Петр Порошенко и председатель Верховной рады Владимир Гройсман. По оценкам опрошенных "Ъ" депутатов и экспертов, решительность силовиков свидетельствует о новом этапе в строительстве украинской государственности, требующем от Киева покончить с националистическими группировками, зачастую связанными с криминальными кругами. Впрочем, в случае, если радикалы не подчинятся требованиям Киева и решат оказать сопротивление, ситуация может пойти по непредсказуемому сценарию.
На фоне противостояния на востоке Украины новый удар центральной власти в Киеве неожиданно был нанесен из глубокого тыла — находящегося в Закарпатской области города Мукачево. Поводом стало "ЧП районного масштаба" — начавшийся в субботу конфликт с участием вооруженных представителей запрещенной в РФ радикальной организации "Правый сектор", в котором пострадали 14 человек (трое были убиты).
Причину перестрелки между бойцами ПС и охраной местного бизнесмена и депутата Рады Михаила Ланьо каждая из сторон трактует по-своему. По версии "Правого сектора", его бойцы попытались пресечь контрабандный бизнес господина Ланьо, занимавшегося нелегальными поставками в Европу продукции Прилукской табачной фабрики. Однако попытка переговоров с Михаилом Ланьо представителей ПС, попытавшихся сыграть роль то ли "правоохранительных органов", то ли рэкетиров, окончилась стрельбой. Охрана бизнесмена открыла огонь, после чего бойцы ПС, забрав раненых, отступили на свою тренировочную базу в горы близ села Лавки, где их и окружил спецназ Службы безопасности Украины.
По версии же самого Михаила Ланьо, бойцы "Правого сектора" пришли требовать денег на лечение своих соратников, вернувшихся из зоны боевых действий в Донбассе, однако переговоры завершились стрельбой с использованием пулемета и гранатомета, что повлекло за собой человеческие жертвы.
Центральные власти использовали события в Мукачево как сигнал для решительных действий. Президент Порошенко потребовал разоружить незаконные формирования. На немедленном разоружении боевиков ПС в Мукачево настаивает и председатель Верховной рады Владимир Гройсман: "Обращаюсь к тем, кто решил вершить правосудие по своему усмотрению: немедленно сложите оружие и прекратите сопротивляться правоохранительным органам". По его мнению, случившееся в Мукачево "нельзя квалифицировать иначе как бандитизм".
"События в Мукачево стали точкой столкновения двух злокачественных явлений: незаконных формирований боевиков и укоренившейся мафии. Никакой патриотизм не может оправдать наличие вооруженных до зубов людей за 1600 км от фронта. Преступность не имеет партийной расцветки",— написал на своей странице в Facebook лидер парламентской фракции "Блок Петра Порошенко" Юрий Луценко.
Как пояснил "Ъ" собеседник в администрации Петра Порошенко, президент "ведет борьбу не с батальонами, а с бандитами, которые пользуются тяжелой экономической ситуацией в стране". "Петр Порошенко не позволит, чтобы лилась кровь в спокойном городе, находящемся далеко от зоны боевых действий",— заявил "Ъ" сотрудник президентской администрации.
Масла в огонь подлили действия и заявления лидера ПС Дмитрия Яроша: прилетев спецбортом в Мукачево, он призвал своих соратников продолжать борьбу. Вчера забаррикадировавшиеся в селе Лавки бойцы "Правого сектора" и окружившие их украинские силовики вели войну нервов, однако штурма так и не последовало. При этом милиция перекрыла движение автомобилей на границе Закарпатской и Львовской областей, чтобы не допустить прибытия в зону конфликта подкрепления из вооруженных членов "Правого сектора".
Противостояние в Закарпатье перекинулось на другие регионы Украины. Пикеты в поддержку "Правого сектора" прошли вчера в Одессе, Сумах, Черкассах, Житомире, Львове, Николаеве, Мариуполе, Краматорске. А в Киеве у здания администрации президента сторонники ПС развернули полевую кухню, дав понять, что они пришли сюда надолго. Митингующие потребовали снять блокаду села Лавки, наказать виновных в инциденте в Мукачево и отправить в отставку главу МВД Арсена Авакова.
Между тем в разъяснении Генпрокуратуры говорится: "Эти преступники убили одного и ранили четырех гражданских лиц. Ранены также шесть правоохранителей, один из которых находится в тяжелом состоянии. Из гранатометов и пулеметов были уничтожены три милицейские машины". "Министр Аваков усиливает давление на добровольческие батальоны, а те сопротивляются",— пояснил "Ъ" причину нынешнего конфликта депутат Верховной рады Игорь Мосийчук.
"Активность, которую украинские власти продемонстрировали в ходе конфликта с бойцами ПС в Мукачево, свидетельствует о новом этапе в строительстве украинской государственности. Руководство страны дает понять, что на постмайданной Украине не должно быть место национализму, связанному с бандитизмом. При этом государство будет готово применить силу против всех структур, которые, уповая на былые заслуги в свержении прежнего режима и в зоне АТО, предпочитают не вписываться в систему государственности, а существовать с ней параллельно",— разъяснил "Ъ" директор российской программы Финского института международных отношений Аркадий Мошес.
По мнению эксперта, противостояние в Мукачево стало продолжением того конфликта правоохранительных органов и "Правого сектора", который назревал давно и впервые вышел на поверхность еще в марте прошлого года, когда на Украине при попытке задержания был смертельно ранен координатор ПС на Западной Украине и один из наиболее одиозных его представителей ранее дважды судимый Сашко Билый (Александр Музычко). За последние месяцы украинские силовые структуры прошли несколько этапов становления, что позволяет им действовать с большей решимостью. "Главная задача властей — не уничтожить "Правый сектор" как политический бренд, а найти способ вписать его в систему",— считает Аркадий Мошес.