"Власть в очередной раз подменяет правила понятиями"

Российский Минфин предложил правительству определить оптимальный объем расходов на оборону. Об этом, в частности, было сказано в докладе ведомства об основных направлениях повышения эффективности расходов федерального бюджета. Это, однако, одна из немногих инициатив министерства в отношении бюджета, которые поддерживает экономист Сергей Алексашенко.

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

Понятно, что составление бюджета на следующий год является не слишком легкой задачей для Минфина. Можно сколько угодно говорить, что кризиса в экономике нет, или что его дно уже пройдено, но динамика доходов бюджета этого не подтверждает. Можно заложить в проект бюджета и $70, и $80 за баррель нефти, но всем понятно, что повлиять на нефтяные цены ни Минфин, ни правительство, ни даже президент не в состоянии.

Представляя "Основные направления бюджетной политики", Минфин не прячет эти проблемы и достаточно открыто говорит о них. И в качестве основного способа их преодоления заявляет "жизнь по бюджетным правилам". Не поддержать жизнь по правилам, то есть по закону, я не могу. И уже был готов аплодировать Минфину, но что-то меня остановило. Внимательно вчитавшись в документ, я пришел к выводу о том, что в очередной раз слова и дела властей разошлись. И в очередной раз власть подменяет правила понятиями. Приведу пару примеров.

Начнем с наиболее известного бюджетного правила, которое определяет величину общих расходов бюджета в привязке к мировым ценам на нефть. О необходимости введения этого правила Минфин говорил несколько лет. Оно, это правило, закреплено в Бюджетном кодексе, и… И ничего. В своем документе Минфин о нем даже не хочет вспоминать, оставляя всех в недоумении – так это правило есть? Или его уже нет? А если через год цена на нефть снова вырастет до $120, оно, что, как Феникс возродится из пепла?

Другое правило – индексация пенсий и социальных пособий по темпам инфляции. Мне автоматическая индексация бюджетных расходов не нравится в принципе. Это самый легкий путь к разрушению бюджета. В чем, похоже, Минфин убедился сам и почти убедил правительство. Но предлагая снизить темпы индексации социальных выплат, Минфин не предлагает новую формулировку правила, а лишь предлагает отложить его на три года в сторону. И проводить индексацию по принципу – на сколько доходов хватит. Как кризисная мера, может, это и неплохо, но вот на правило явно не тянет.

Есть и хорошая новость – правительство осознало, что нельзя сбалансировать бюджет только за счет сокращения количества масла. Нужно жертвовать и пушками. Предполагается, что расходы на оборону в ближайшие два года будут сокращены на 870 млрд руб. по сравнению с тем, что было запланировано год назад. Возможно, только из-за того, что в документе про закрытые статьи расходов бюджета не говорится ничего, кроме того, что они есть, понять, в чем состоит правило, я не смог. Но что-то мне подсказывает, что его и в этом случае нет.

Жизнь по понятиям многим российским политикам представляется более легкой и правильной, нежели чем жизнь по правилам. И я даже могу их понять. Зачем ограничивать себя, если народ безмолвствует. Только при этом мне хорошо понятно, что чем дольше Россия живет по понятиям, тем выше поднимается давление в паровом котле. У которого есть дурное свойство – взрываться неожиданно.

Вся лента