Обрушение казармы в Омской области произошло из-за халатности
Погибли 23 военнослужащих, еще 19 получили травмы
Казарма 242-го учебного центра ВДВ в поселке Светлый Омской области, в котором готовили младших сержантов, стала братской могилой десантников. 23 военнослужащих погибли, еще 19 получили травмы различной степени тяжести из-за обрушения перекрытий. В халатности подозревают как командование центра, разместившего личный состав в сданный с многочисленными недоделками объект, так и его ремонтников. В Спецстрое утверждают, что проведенные в казарме работы не касались ее несущих конструкций, которые неожиданно и обвалились.
Трагедия произошла уже после объявления отбоя. Внезапно перекрытия одной из секций четырехэтажного здания с грохотом начали складываться и рушиться на головы уже расположившихся на отдых десантников. Командование центра объявило тревогу и провело эвакуацию из еще уцелевших помещений. Но к тому времени часть казармы уже превратилась в груду обломков, под которыми оказалось около 45 человек.
Вначале обломки разбирали фактически вручную сами десантники и примчавшиеся на место трагедии сотрудники МЧС. Потом к разбору завалов привлекли тяжелую технику. Последних погибших извлекли из-под обломков уже утром. В результате трагедии в центре, девизом которого является «Учитесь побеждать», погибли 23 военнослужащих, еще 19 человек получили травмы. Многие из них, по словам врачей, поступили в больницы с многочисленными переломами и черепно-мозговыми травмами. И, несмотря на своевременно оказанную помощь, находятся в крайне тяжелом состоянии. Таким образом, число жертв трагедии еще может увеличиться.
Гарнизонный военный следственный отдел СКР возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности гибель двух и более человек). Как сообщили “Ъ” источники, близкие к следствию, подозреваемыми по уголовному делу станут командование учебного центра и строители, ремонтировавшие казарму. Дело уже передано в Главное военное следственное управление СКР. Как сообщил официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин, в настоящее время следователями изымается документация, проводятся обыски, допросы военнослужащих и всех лиц, имевших отношение к капитальному ремонту казармы и принятию решения о последующем вводе его в эксплуатацию. Назначаются необходимые исследования и экспертизы.
Соответствующие работы в казарме проводились с апреля по декабрь 2013 года. Их генподрядчиком выступала компания «Спецстройинжиниринг», а субподрядчиками — СМУ-916 и «Ремэксстрой». По предварительным данным, в отведенные им сроки рабочие не уложились, тем не менее объект, несмотря на многочисленные замечания, был принят в эксплуатацию и заселен будущими сержантами. На момент обрушения в нем находилось более 330 человек.
Правда, как сообщили в Спецстрое, замечания не касались несущих конструкций здания, которые и обвалились. «В декабре 2013 года всеми заинтересованными сторонами: заказчиком, субподрядчиком и эксплуатантом — был подписан протокол о возможности эксплуатации здания. При этом комиссией был выявлен ряд замечаний, не касающихся несущих конструкций здания, а касающихся трещин в шпаклевке, устройства плинтусов и других»,— сказали в Спецстрое.
Президент России Владимир Путин, которого сразу проинформировали о трагедии в Омске, выразил соболезнования родственникам погибших и поручил обеспечить всю необходимую, в том числе медицинскую, помощь пострадавшим. Минобороны направило в Омск спецкомиссию, а наиболее тяжело пострадавших десантников самолетами начали вывозить в Москву, где их разместят в военном госпитале имени Бурденко.
Власти Омской области готовятся объявить траур по погибшим десантникам и организуют прием их родственников, которые уже начали прибывать из различных регионов страны.
Директор правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право», член президентского Совета по правам человека Сергей Кривенко в эфире “Ъ FM”: «С 2004 по 2008 гг. была Федеральная целевая программа по переводу на контракт Вооруженных сил России. Существеннейшей же частью этой программы было выделение денег на обустройство казарменного фонда. Там предполагалось построить очень много новых военных городков. К сожалению, она был провалена по коррупционным мотивам. Фонд — зачастую 30, 40, 50-х еще годов. А сейчас при строительстве идет аутсорсинг: своими силами Минобороны уже не может строить, привлекаются сторонние организации. У командиров реально нет рычагов контроля». Читайте подробнее
Корреспондент «Первого городского телеканала» Омска Полина Данилова в эфире “Ъ FM”: «Весь процесс курирует Министерство обороны, и в Омске сейчас работает специальная комиссия из этого ведомства. Доступ журналистов на место ЧП ограничен, местную прессу дальше КПП не пропустили, сейчас в Омск начали прибывать родственники пострадавших военнослужащих. По неподтвержденным пока данным, в 2014 году ремонт казармы проводили непрофессиональные строители: это были люди из числа проходящих реабилитацию от нарко- и алкогольной зависимости. Работы проводились также без планов и СНИП, по предварительной информации, и нанимал разнорабочих экс-сотрудник МВД Зиновьев». Читайте подробнее
Военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в эфире “Ъ FM”: «Минобороны принимает здесь готовые объекты, которые фирмы делают. Причина, учитывая, что эти здания, сооружения были построены в 60-70-х годах, — строили строительные батальоны зачастую хозяйственным способом. Надо их серьезно все проверять. Здесь вопрос не того, что кто-то в алкогольном опьянении штукатурил — здесь вопрос самой несущей конструкции здания». Читайте подробнее
Николай Сергеев