«Патриотический стоп-лист» расширится на Северный Кавказ

В список нежелательных организаций могут войти мусульманские НКО

«Патриотический стоп-лист» Совета федерации (СФ) может расшириться организациями, работающими на Северном Кавказе. Об этом заявил зампред СФ Ильяс Умаханов. Какие именно организации расширят «стоп-лист», он не уточнил, упомянув лишь, что они могут работать под «якобы благовидными предлогами»: «строительство мечети», «отправка на учебу в религиозные заведения за рубежом». Член научного совета московского Карнеги-центра Алексей Малашенко считает, что поводом для высказываний сенатора стала борьба с «Исламским государством», которое вербует сторонников на Северном Кавказе.

Слева направо: заместители председателя Совета федерации (СФ) России Ильяс Умаханов, Евгений Бушмин и председатель СФ Валентина Матвиенко

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Зампред Совета федерации Ильяс Умаханов, который представляет в верхней палате парламента Дагестан, заявил, что «патриотический стоп-лист» зарубежных организаций, в который пока входят 12 структур, работающих в России, будет «пополняться». «Это не полный список, он будет, безусловно, пополняться, в том числе организациями, которые под якобы благовидными предлогами работают в регионах Северного Кавказа»,— сказал «Интерфаксу» господин Умаханов.

Из слов сенатора следует, что это мусульманские организации, в числе «благовидных предлогов» он называет «строительство мечети» или «оказание благотворительной помощи». «С этими структурами также связана отправка детей на учебу в религиозные или иные заведения за рубежом. Сначала это могут быть те или иные образовательные проекты, а затем этих обучающихся переформатируют на совершенно другие цели, не имеющие к образованию никакого отношения»,— заявил Ильяс Умаханов. Сенатор добавил, что эти структуры «ищут наиболее уязвимые места». Однако господин Умаханов не стал уточнять, о каких структурах на Северном Кавказе идет речь, назвав эти разговоры преждевременными.

8 июля Совет федерации принял обращение в Генпрокуратуру, Минюст и Министерство иностранных дел, в котором сенаторы предложили включить в список нежелательных организаций 12 зарубежных и международных некоммерческих организаций: Международный республиканский институт, Национальный фонд демократии, Национальный демократический институт по международным вопросам, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Восточно-Европейский демократический центр, фонд «Образование для демократии», Украинский всемирный координационный совет, Всемирный конгресс украинцев, Крымскую полевую миссию по правам человека, Фонд Сороса, Фонд Макартуров, Freedom House. Уже тогда глава комитета по международным делам Совета федерации Константин Косачев заявил, что этот список «открыт».

Член научного совета московского Карнеги-центра Алексей Малашенко пояснил “Ъ”, что на Северном Кавказе крупные мусульманские фонды сейчас не работают: «Это мелкие и средние структуры». «После падения железного занавеса проникновение мусульманских организаций на Северный Кавказ было очень широким, в том числе приходили структуры с радикальными идеями. Борьба с ними шла всегда, и она была довольно успешной»,— сказал господин Малашенко. Высказывания сенатора он связал с борьбой с «Исламским государством», которое вербует своих сторонников в том числе на Северном Кавказе.

Андрей Перцев


Как Совет федерации обсудил список потенциальных нежелательных организаций

3 июля в рамках семинара-совещания о создании «патриотического стоп-листа» в СФ Константин Косачев рассказал, что речь идет не о создании «юридически обязывающего документа», а об «общественно-государственной инициативе», призванной сформировать перечень организаций, которые «могут своими действиями представлять либо уже представляют угрозу РФ и ее национальным интересам». По словам сенатора, список должен носить «предупредительный характер», а попадающие в него организации должны понимать, что «мы видим, чем они занимаются" и "понимаем методы и механизмы их деятельности». Глава комитета СФ по конституционному законодательству Андрей Клишас поддержал идею: «У нас много информации, которую предоставляют нам Минюст, ФСБ, Генпрокуратура». Читайте подробнее

Вся лента