Китайская полиция ополчилась на правозащитников
В ходе рейда задержаны 120 человек
За последние четыре дня китайской полицией были задержаны 120 правозащитников и адвокатов. Рейд уже назвали самым масштабным за последнее время. Большинство задержанных уже отпущено на свободу, но некоторые были помещены под домашний арест, а местонахождение нескольких человек остается неизвестным. Официальные обвинения правозащитникам пока не предъявлены, но государственные СМИ КНР уже окрестили их членами «криминальной банды», занимавшейся «привлечением внимания общества к политически чувствительным событиям» и, как следствие, причастной к «нарушению общественного порядка».
О том, что 120 правозащитников и адвокатов из 15 провинций КНР подверглись задержаниям и допросам, стало известно из сообщений базирующейся в Гонконге Китайской группы по защите прав человека (CHRLCG). Правозащитники уже назвали эту волну задержаний беспрецедентной по своим масштабам.
К настоящему моменту 95 из 120 задержанных выпущены на свободу, девять помещены под домашний арест, судьба остальных неизвестна. По китайским законам человек может содержаться под стражей без предъявления ему обвинений до 37 дней.
Волна арестов началась 9 июля, когда Ван И, известный адвокат специализирующегося на защите прав человека адвокатского бюро «Фенруй», была задержана полицией и с тех пор не выходила на связь. Перед исчезновением она успела послать друзьям SMS, в котором сообщила, что ей отключили электричество и интернет, а дверь квартиры ломают какие-то люди. Сразу после нее были задержаны директор фирмы и шестеро ее сотрудников, а также представители трех аналогичных адвокатских бюро и независимые активисты.
Несмотря на отсутствие официальных обвинений, главная газета Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» в воскресном материале со ссылкой на китайское МВД рассказала о том, что «с июля 2012 года фирма “Фенруй” использовалась криминальной бандой для привлечения внимания общества к политически чувствительным событиям, что способствовало серьезному нарушению общественного порядка».
Сами правозащитники затрудняются назвать причину арестов. Как заметила сотрудница международной организации Human Rights Watch Майя Ван, «самое тревожное в данном случае то, что эти задержания не были ответом ни на одно конкретное событие».
Задержанные и допрошенные адвокаты и активисты занимались защитой прав незаконно переселенных граждан, проблемами национальных меньшинств Тибета и Синцзяно-Уйгурского автономного района, освещением протестов в Гонконге и случаями превышения властями должностных полномочий. В частности, один из помещенных под домашний арест активистов по имени У Гань обвиняется в том, что он ранее якобы «срежиссировал» протесты в граничащей с Россией провинции Хэйлунцзян, в которой полицейский застрелил безоружного. Указывается, что У Гань подбивал недовольных ходом расследования писать петиции и предлагал 100 тыс. юаней ($16,1 тыс) за любую видеозапись с места происшествия.
С приходом к власти нового председателя КНР Си Цзиньпиня в стране увеличилось внимание к проблемам внутренней безопасности. В июне были приняты два резонансных закона, один из которых касался регулирования деятельности неправительственных организаций, а другой — защиты национальной безопасности. Оба закона вызвали протесты среди местных и иностранных общественных деятелей, утверждающих: новые нормы слишком жестоки и позволяют чиновникам трактовать их по своему усмотрению.
Почему Россия озаботилась правами человека в азиатском регионе
Осенью 2014 года поступило сразу два предложения о создании постоянных организаций по безопасности и защите прав человека в Азии при сотрудничестве России. На встрече руководителей конституционных судов в Санкт-Петербурге была озвучена идея создания в Азии суда по правам человека по аналогии со Страсбургским судом. А затем предложение учредить постоянную организацию коллективной безопасности в Азии по аналогии с ОБСЕ для предупреждения конфликтов в Азиатско-Тихоокеанском регионе поступило от «Справедливой России». Читайте подробнее