"Экономить на безопасности — это очень спорная история"
Число сотрудников МВД сократят на 10%
Указ, подписанный Владимиром Путиным, гласит, что штатная численность сотрудников полиции сократится на 110 тыс. и составит чуть больше 1 млн человек. При этом персонал по охране и обслуживанию зданий увольнять не будут. Документ вступает в силу уже в понедельник. Председатель комитета Общественной палаты России по безопасности Антон Цветков побеседовал с ведущим "Коммерсантъ FM" Маратом Кашиным.
— Это не новость — говорили о том, что будет сокращаться штат МВД, еще несколько месяцев назад. Напомните, пожалуйста, в связи с чем такое решение принималось, и насколько это вообще существенно?
— В связи с чем — это, скорее всего, вопрос не ко мне. Есть решение президента. Как вы правильно сказали, оно было ожидаемым, мы и раньше с МВД обсуждали вопрос сокращения штатов. Идут обещания сейчас от них о том, что на эти 10% они сократят за счет текущего некомплекта, который есть в настоящий момент, за счет управленческих кадров, за счет вневедомственной охраны. Здесь есть определенная специфика. Во времена первичной реформы МВД, когда сокращали на 20%, то же самое всем обещали, что будут сокращаться низовые подразделения — участковые, патрульно-постовая служба, уголовный розыск. Но, к сожалению, я вам могу дать цифру, что на момент реформы МВД того времени, например, штатная численность участковых уполномоченных по Москве была 3,3 тыс. человек. На сегодняшний день штатная численность участковых уполномоченных по Москве — 2,64 тыс.
— То есть по факту их сократили?
— Было 3,3 тыс., стало 2,64 тыс. Теперь если мы говорим о сокращении некомплекта, то надо понимать, что этот некомплект существует как в уголовном розыске — у участковых, у ППС, у дознания, у следствия. И если мы этот некомплект сократим, то, безусловно, мы сократим и сами эти низовые подразделения.
И следующий момент касается вневедомственной охраны. Если мы сократим группу быстрого реагирования, которая объезжает, проявляет реакцию на кнопки тревожного вызова, на сигнализации, то получается, мы увеличим время прибытия на сигнал. То есть изначально те люди, которые подписывали договор, которые устанавливали сигнализацию, заведомо получат худшие услуги, и снизится эффективность этой работы. Плюс они, как-никак, были включены в единую систему дислокации и принимали участие, может быть, не очень качественно, но все-таки в патрулировании территории, они были как приведомственные силы в территориальных отделах внутренних дел.
Ну а если мы будем сокращать вневедомственную охрану, которая стоит на постах, на стационарных объектах, не очень понятно, зачем ее сокращать, потому что эти же посты приносили дополнительное внебюджетное финансирование для системы МВД. Соответственно, они, конечно же, сами себя окупали, более того, приносили еще определенную прибыль, то есть в чем смысл этого сокращения по линии МВД, не очень понятно.
Но мы сейчас будем вести диалог с МВД, и, конечно же, есть определенные сторонники, которые говорят, что вообще не нужна вневедомственная охрана, есть частные охранные предприятия, которые справятся с этой задачей без них. Я с этим не согласен и считаю, что те, кто мог отказаться от вневедомственной охраны и перейти на частные охранные предприятия, уже это сделали, потому что изначально вневедомственная охрана дороже стоит, чем непосредственно те же самые услуги охранных агентств, есть определенная специфика определенных объектов, где именно нужно присутствие сотрудников полиции.
— Но изначально-то глобальная задача — это сэкономить, называлась даже сумма, что это позволит МВД сэкономить 111 млрд руб.
— Возможно, да, но экономить на безопасности — это очень спорная история, поэтому я не собираюсь обсуждать решение президента, оно есть, его, безусловно, надо выполнять, то есть теперь задача более сложная лежит на МВД, и мы будем контролировать по линии Общественной палаты России, как и кого они будут сокращать, как это скажется на уровне безопасности наших улиц и городов, потому что на сегодняшний момент территориальные подразделения работают и так с огромной перегрузкой.
— Но предварительные оценки какие? Было подобное сокращение по масштабам в последние годы — 110 тыс. человек, ощутят ли это граждане в целом, и что будет с уровнем преступности?
— Когда была так называемая реформа МВД, на 20% же сокращали, это 200 тыс. с лишним человек было, поэтому, конечно же, здесь специфика, за счет чего они будут сокращать. Какое-то количество, безусловно, в течение этого времени уже ушло или уходит на пенсию, какой-то процент сократили. Есть какой-то процент некомплекта, они в разных службах по-разному, я вам могу по Москве сказать, что некомплект по уровню участковых уполномоченных примерно 8%. Могут взять их, срезать, сказать, что у вас и так этих людей нет, они и так не работают. Но в то же время он почему есть сейчас, этот некомплект, — потому что, во-первых, приостановлен набор сотрудников в систему МВД, не могут набирать, и всегда он есть, этот некомплект, более того, когда мы сократим этот некомплект, опять будет определенный некомплект. Это зависит от того, что в тех регионах, где депрессивная экономика, у нас достаточно большая очередь в систему МВД, люди хотят там работать. А если мы говорим про такой регион, как Москва, у нас просто практически нет желающих идти работать в патрульно-постовую службу участковыми уполномоченными, там любая информация о каком-то серьезном конкурсе, о том, что мы туда набираем профессионалов, просто лукавая.
— Понятно. Антон Владимирович, и последний, совсем короткий вопрос: а что будет с этими людьми, которых сейчас увольняют? Этих 110 тыс. человек как-то будут трудоустраивать?
— Как искусственное трудоустройство, сколько раз его ни обещали, его, естественно, не будет. А как их можно трудоустроить? Люди сами будут искать себе работу, сотрудники вневедомственной охраны пойдут в первую очередь в частные охранные предприятия, в службы безопасности.
Но здесь очень важно смотреть, чтобы сокращали в первую очередь тех людей, которые случайно в системе МВД. Нам надо удержать профессионалов, мало осталось в МВД профессионалов.
И самое важное, экстренное, надо решать вопрос следующим образом: сокращение однозначно скажется на уровне безопасности, если МВД не начнет осваивать современные технологии и не снимет забюрократизированность в ряде своих подразделений по отчетности. Иначе, пока они это не сделают, мы так и будем видеть все эти проблемы.