«Торопиться с законом о персональных данных было ни к чему»

Вступление закона в силу могут отложить до следующего года

Владимир Путин поручил изучить такое предложение. Ранее Ассоциация европейского бизнеса попросила в течение года не наказывать компании за нарушения закона. В ассоциацию входят 600 игроков рынка, в том числе DHL, "Ашан" и Telenor. Начальник юридического отдела Координационного центра национального домена сети интернет Сергей Копылов и исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев обсудили тему с ведущим "Коммерсантъ FM" Анатолием Кузичевым в рамках программы "Pro и Contra".

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Закон о персональных данных вступит в силу с сентября этого года. Он обязывает зарубежные компании хранить информацию о россиянах на территории России.

Сергей Копылов: "Чисто технологически года более чем достаточно, чтобы перенести данные на территорию Российской Федерации — арендовать или купить, поставить сервера в российских дата-центрах, перенести туда базу, прописать новые технологические адреса. Иное дело, что это влечет за собой еще и организационные юридические проблем, так как если здесь находится имущество иностранных компаний, то возникает обязанность встать на налоговый учет уже в Российской Федерации. Если персональные данные находятся здесь, то необходимо соблюдать требования к защите этих персональных данных, уже выработанные Роскомнадзором, законом о персональных данных и российским законодательством, и всевозможные технические требования. И за несоблюдение требований уже отдельные штрафы".

Николай Комлев: "Одного года все-таки недостаточно. Дело в том, что если рассуждать в терминах "поставить железку, протянуть провода", то действительно, это недолго. Но в условиях не растущего рынка, а рынка, который в застое, деньги достаточно трудно выделить на новые процессы, на новое оборудование, и у всех компаний есть процесс бюджетирования, и для того, чтобы что-то закупить — а это достаточно серьезные траты, это могут быть и миллионы долларов — компаниям это нужно предусмотреть в бюджете и согласовать, особенно если иностранная компания, со своими штаб-квартирами и так далее. Изначально закон планировался к вступлению в силу с 2016 года, и это была совершенно здравая, нормальная идея. Потом по каким-то причинам стали торопиться, ускорять, и эта торопливость здесь была никчемной, изначально просчитали достаточно хорошо.

Второй очень важный момент — возникает много вопросов и к Роскомнадзору, и в целом к подзаконным актам, как это будет регулироваться, как контролироваться, как наказываться, какая совокупность данных будет считаться персональными. Разъяснений нет, и не только документов нет, но и на запросы в Роскомнадзор или куда-то еще понятных, четких ответов нет, это нигде не вывешено. Поэтому вполне разумно сначала определить правила игры".

Вся лента