Турки разрулят Волгоград

Губернатор отдаст разработку транспортной схемы города турецким компаниям

Новая модель организации и управления пассажирским транспортом Волгоградской агломерации заработает в 2017 году. Ее разработкой с подачи волгоградского губернатора Андрея Бочарова занимаются крупные турецкие компании. На рабочей встрече в администрации области господин Бочаров высоко оценил уже проделанную турецкой стороной работу и попросил ускориться в разработке подробного плана — он будет готов к 10 октября. По информации „Ъ“, турецкие компании помимо интеллектуального вклада рассчитывают поучаствовать в техническом обеспечении новой транспортной схемы, в частности, речь идет о поставке автобусов и оснащении волгоградских транспортников IT-решениями.

Андрей Бочаров расчитывает с помощью турецких компаний улучшить транспортную ситуацию в Волгограде

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Представители турецких компаний Karsan и Gusel презентовали администрации Волгоградской области итоги своей двухмесячной работы по разработке схемы комплексного транспортного обслуживания региона. По словам губернатора Андрея Бочарова, он «попросил» их это сделать, поскольку существующая схема составлена давно и не соответствует сегодняшним представлениям о безопасности и комфортности пассажирских перевозок. В свое время турецкие компании вместе переформатировали транспортную схему Стамбула и, по мнению областных властей, должны справиться с этой задачей и в Волгограде. Представитель компании Karsan, с которыми первоначально вел переговоры вице-губернатор Игорь Стефаненко, Каган Дениз отметил, что власти региона могли бы вступить в партнерство с любой мировой компанией, но выбрали Gusel именно в силу успешного опыта стамбульского проекта, бывшие проблемы которого схожи с сегодняшней ситуацией в Волгограде. Gusel Transportation Solutions помимо Турции, где является отраслевым лидером, работает в арабских странах, имеет успешные проекты в Испании и Танзании. Компания также специализируется на IT-разработках, в первую очередь в сфере управления общественным транспортом. Именно Gusel выступила основным разработчиком плана, представленного волгоградским властям. По словам менеджеров компании, в разработке будут участвовать научные кадры турецких вузов и сотрудники муниципальной власти Стамбула. Karsan же планирует построить в Волгоградской области сборочное производство своих автобусов.

Турецкая сторона называет свою работу «предложением консультационных услуг», однако власти Волгоградской области открыто заявляют, что заинтересованы в том, чтобы разработчики взяли на себя «интерес на комплексную реализацию проекта». В первом варианте новая схема должна заработать уже в 2017 году. Этап подготовки к этому периоду разработчики называют ключевым ввиду подготовки к чемпионату мира 2018 г. В свою очередь, Андрей Бочаров подчеркнул, что «с каждым годом будет нарастать поток туристов, желающих посетить наш легендарный город». «Наша с вами работа будет на виду не только у волгоградцев, а у всего мира, что может быть лучшей рекламой», — отметил губернатор.

Первый этап — разработку мастер-плана новой транспортный схемы — турецкие специалисты планируют начать с анализа действующей системы. В частности, как отметил профессор Халил Эртем (Gusel), будут проанализированы маршруты, количество поездок и загрузка разных видов транспорта, а также текущее расположение парковок, заправок и транспортных депо. «Очень часто идет дублирование, уже на этом много теряется, пассажиропоток можно организовать более интеллектуально», — заметил господин Эртем.

Кандидат технических наук, бывший декан факультета автомобильных дорог Волгоградского архитектурно-строительного университета (ВолгАСУ) Владимир Лукин рассказал „Ъ“, что ровно те же меры уже были в разработке, проведенной в 2007–2008 гг. волгоградскими вузами. «Очень многое совпадает, думаю, что турецкие разработчики знакомы с нашим проектом, — отметил господин Лукин, — видимо, в области наконец появились деньги, значит, надо делать. В турецком проекте учтено многое, что разработали мы, есть и ряд важных уточнений, я двумя руками за то, чтобы все это было реализовано».

По плану разработчиков в январе 2016 года должны быть объявлены тендерные процедуры по выбору транспортных операторов и операторов IT-систем. Для последних в реализации будет много креативных задач, на вершине которых создание единой платежный карты на весь транспорт и ситуационного центра — системы управления всем транспортным потоком — сперва Волгограда, затем его агломерации и всей области. Андрей Бочаров отметил, что ситуационный центр должен остаться под контролем государственных или муниципальных структур, а конкурсные процедуры должны быть максимально открыты для всего бизнеса, который пожелает участвовать в проекте. Сити-менджер Волгограда Александр Чунаков отметил, что находит турецкий проект «весьма проработанным», но добавил, что в нем должно быть предусмотрено место городскому общественному транспорту, которого «сейчас очень много».

В первом варианте система должна заработать в июле 2017-го, а после 2018 года развиваться с расчетом до 2030 года. Из интересных новшеств, предложенных турецкой стороной, внедрение нового вида транспорта — метробусов. Они, по словам турецких партнеров, дают среднюю скорость передвижения выше, чем у метро, при условии выделения для их движения полосы. Это утверждение доказано практикой все в том же Стамбуле.

Губернатор Андрей Бочаров обратился к турецким бизнесменам с предложением сдать мастер-план реализации транспортной схемы не в декабре, как планировали они, а в срок до 10 октября, с чем они согласились.

«Обязательно нужно выстроить систему ценообразования, четкое экономическое обоснование, мы должны хотя бы примерно, но на всех этапах понимать цену вопроса, — сказал господин Бочаров, — на мой взгляд, источником финансирования может стать долгосрочная концессия управления транспортными потоками».

Ведущий эксперт УК «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что даже если финансирование будет вестить из бюджетных средств, включая привлечение заимствований, то вложения, без сомнения, вернутся. «Не только в виде платы за проезд, но и улучшения социальной обстановки, экологической ситуации и дополнительного процента роста экономики, — поясняет господин Баранов, — при этом тарифы, вероятно, изменятся, но, на сколько именно подорожает проезд, будет понятно, только когда схема заработает».

Ярослав Малых

Вся лента