"Ухудшение ситуации с просрочкой кредитов можно прогнозировать достаточно уверенно"
Доля кредитов физлицам с просрочкой платежей, превышающей 90 дней, у российских банков в мае выросла до 10%. Таковы данные регулятора. Это самый высокий уровень показателя более чем за семь лет наблюдений. Советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие" Сергей Хестанов побеседовал с ведущей "Коммерсантъ FM" Светланой Токаревой.
— Просрочка по кредитам продолжает бить рекорды, с чем это связано, с экономической ситуацией в первую очередь?
— Естественно, происходит заметное падение реальных доходов граждан, как следствие, обслуживать кредиты все сложнее и сложнее, но это выливается в рост прострочки. Более того, можно достаточно уверенно прогнозировать, что рост просрочки будет продолжаться как минимум до тех пор, пока продолжается снижение основных экономических показателей.
— Насколько критичная эта просрочка на данный момент?
— Очень зависит от конкретного банка. Есть банки, где ситуация благополучная, есть банки, где ситуация тревожная. Как правило, чем интенсивнее банк развивает программы розничного кредитования, тем сложнее ситуация с просрочкой с данный банком.
— Смогут ли банки преодолеть нынешние трудности, если да, то когда это может произойти?
— Российская банковская система очень неравномерная, примерно 30 крупнейших банков контролируют свыше 90% активов банковской системы, при том, что общее число банков — около 770. С одной стороны, можно уверенно говорить о том, что крупные банки спокойно переживут ситуацию, и не менее уверенно прогнозировать, что у многих малых банков, особенно с большой долей именно розничного портфеля, явно будут проблемы, и отзывы лицензий не заставят себя долго ждать.
— Количество банков за последнее время, мы знаем, существенно сократилось, ситуация в банковской сфере в этом плане ухудшается, но насколько это серьезно связанно именно с просрочкой кредитов или это такие совокупные факторы приводят к такому результату?
— Дело в том, что факторов много. Рост просрочки — просто тот фактор, который традиционно ухудшает большинство показателей, соответственно, банк не может поддерживать нормативы, и за этим обычно следуют отзыв лицензии. Но ситуация, когда только проблемы с розничным кредитованием привели бы к отзыву лицензии, все-таки достаточно редкая, обычно она усугубляет другие проблемы, связанные либо с кредитами собственникам банков, довольно традиционный грех, либо совершение неразрешенных операций.
— Можно ли сейчас спрогнозировать, как долго продлится этот тренд на снижение доли просроченных займов?
— К сожалению, можно только очень приблизительно прогнозировать, если посмотреть на график падения ВВП во время острой фазы кризиса 2008-2009 годов и нынешний экономический спад, то максимум кризиса в 2008 году был достигнут на третий квартал с его начала. Поэтому, как минимум, ухудшение ситуации на полгода вперед можно прогнозировать достаточно уверенно. А вот что будет дальше, в значительной степени будет зависеть от внешних факторов. Для нашей страны, естественно, значимый внешний фактор — это цены на нефть, и в случае, если с Ирана будут все-таки сняты санкции, то в конце 2015 года — начале 2016 года это может привести к выводу на рынок иранской нефти, падению цен на мировом рынке и ухудшению российских экономических показателей.
— Насколько наши банки готовы к такого рода проблемам? Умеют ли они бороться с проблемами, в частности, с такими просрочками, есть ли некий алгоритм поведения и работы с клиентами?
— Алгоритм достаточно стандартный — это докапитализация, и хорошо, если владельцы банка имеют возможность помочь банку, увеличивая его капитал, поскольку других эффективных способов бороться с ухудшением нормативных показателей, которое вызывается ростом процента просроченных кредитов, и нет, потому что быстро за короткий срок улучшить ситуацию с кредитным портфелем просто объективно невозможно. Поэтому главный способ противодействия — это докапитализация.