"Госпрограмма утилизации поможет продавать больше машин"

автоэксперты об антикризисном плане для поддержки автопрома в эфире "Коммерсантъ FM"

Для снижения стоимости автомобильных кредитов российские власти направят 5 млрд руб. на программу утилизации. В условиях падения покупательской способности населения госпрограмма должна стабилизировать ситуацию, говорят эксперты.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Правительство России выделит 5 млрд руб. на программу утилизации машин. Об этом заявил премьер-министр страны Дмитрий Медведев. Меры будут предприняты в соответствии с антикризисным планом для поддержки автопрома. Программа нацелена на то, чтобы сделать более доступными кредиты на покупку новых автомобилей. Речь идет о льготной программе для поддержки отечественных автомобилей до 700 тыс. руб., отметил эксперт инвестиционной компании ITinvest Василий Олейник.

"Несмотря на все субсидии и льготы от государства, автопром в поддержке нуждается. Но покупательская способность населения сильно падает. Население перекредитовано, основной двигатель продаж — это кредиты. Кредиты еще по-прежнему дорогие, брать их особо некуда, ситуация в экономике плачевная. Если сделать кредиты более доступными, кто их брать будет, если население обеднело в два раза за последние полгода? Конкурентоспособность отечественных автомобилей оставляет желать лучшего. То есть лучше взять подержанную иномарку, как многие думают, нежели новый отечественный автомобиль. К сожалению, менталитет людей не меняется", — уверен Олейник.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, за последние полгода в России продано примерно на треть автомобилей меньше, чем в первом полугодии прошлого года. Это почти 800 тыс. автомобилей. Снижаются продажи машин как отечественного, так и зарубежного производства. Без государственной поддержки автомобильный рынок мог бы обвалиться сильнее, считает автоэксперт Ефим Зарудский.

"Ситуация тяжелая, но надо признать, что госпрограмма оказывает достаточно сильное действие и положительный эффект. При отсутствии этих программ падение продаж было бы еще более существенным. Мой личный прогноз: спад немножко стабилизируется. Не могу сказать, что они существенно вырастут, но навряд ли мы будем продавать так мало, как сейчас. И если программа будет запущена, то она поспособствует этому. В массовом сегменте сейчас доля автомобилей российского производства с использованием госпрограмм очень большая — за 60%. Это точно еще подстегнет потребительский сегмент и поможет продавать больше", — считает Зарудский.

По информации РБК, в начале месяца автопроизводители начали отменять скидки по программе утилизации. Заводам не хватало бюджетных средств для ее реализации. В отличие от программы пятилетней давности, сейчас меры действуют только для поддержки отечественного производства, поэтому эффект от нее будет минимальным, считает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики Константин Трофименко.

"Если мы говорим о той программе, которая была в 2010-2011 годах, то она показала достаточно высокую эффективность. В частности, назывались такие цифры: на каждый рубль, который государство вкладывало в эту программу, возвращалось обратно полтора. Безусловно, в 2014-2015 году вряд ли такой эффект имел место быть. Конечно, тут виной какие-то макроэкономические причины, но судя по тому, что это особо не афишируют, в отличие от программы пятилетней давности, там все достаточно скромно. Если говорить прямо, это меры по поддержке российского автомобильного рынка в той сложной ситуации, в которой он оказался из-за общеэкономической ситуации", --отметил Трофименко в эфире "Коммерсантъ FM".

В первую очередь средства по программе утилизации направят заводам АвтоВАЗ, Nissan, Renault, УАЗ и группе ГАЗ.

Вся лента