Елисейские Поля на военном положении
День взятия Бастилии прошел под полицейскими знаменами
Военный парад в честь национального праздника Франции 14 июля прошел на Елисейских Полях в Париже. В этом году он был скромнее, а к частям, обычно проходящим по столице парадным шагом, добавились антитеррористические подразделения. Война с терроризмом проходила в этом году и на территории Франции. С подробностями из Парижа — собственный корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
На парад горожане и приезжие собираются с восьми утра. Площадь Согласия с правительственной трибуной закрыта, но вдоль Елисейских Полей на огороженные вдоль улицы пространства можно пройти любому — при минимальном контроле. Марш на Елисейских Полях в день 14 июля — традиция не такая уж древняя. До 1981 года, начала президентства Франсуа Миттерана, парад гулял по Парижу, оказываясь то здесь, то на площади Бастилии, то на площади Республики. Но теперь другое место для него и не представишь.
Публика с интересом читает программку с расписанием парада и с перечислением частей, которые перед ними продефилируют. После конницы Национальной гвардии и проезда Франсуа Олланда появятся военные Мексики, около двухсот кадетов и офицеров. Мексиканский президент Энрике Пенья Ньето в Париже, сегодня он на параде вместе с французским президентом.
Потом — курсанты военных и инженерных школ, альпийские стрелки, моряки с авианосца «Шарль де Голль» и атомной подводной лодки «Грозный», летчики, военная жандармерия. Подразделения строятся перед нами, военные в разноцветных мундирах, мужчины и женщины, наводят последний лоск. Странно смотреть на девушек, которые, проделав ряд привычных для меня операций: протерев сапожки, поправив блузку,— начинают заниматься непривычными вроде тренировки с саблей перед построением. Командиры поспешно раздают конфетки и воду. Перед составленными на мостовой штурмовыми винтовками проезжают телевизионные камеры — страшные орудия массового уничтожения.
Все ждут президента, и вот в каре всадников почти шагом проезжает открытая президентская машина. Это обычный джип в военной раскраске, президент Олланд в сером костюме стоит и держится за поручень, единственный штатский среди четырех военных. Никакой охраны, во всяком случае видимой издалека, нет. Меж тем на параде бывало всякое — в 2002 году правый экстремист стрелял в президента Жака Ширака. Тогда 25-летний Максим Брунери пронес с собой мелкокалиберную винтовку в чехле от гитары. Теперь с гитарами на парад не пускают. Осматривают сумки, просят показать карманы, отбирают бутылки с водой и зонтики. Других предосторожностей, впрочем, нет. Более того, все балконы над улицей облеплены непроверенной толпой. На крыше одиноко стоит охранник и наблюдает за улицей, снайперов и спецназа не видно.
У спецназа сегодня праздник. Впервые на Елисейских Полях оказались подразделения полицейских сил быстрого реагирования Raid, GIGN и BRI — те самые, что уничтожили январских террористов братьев Куаши и Амеди Кулибали. Раньше они действовали в тени, сейчас их буквально вывели на солнце. «Мир изменился,— сказал по этому поводу военный комендант Парижа генерал Эрве Шарпантье.— Не только для армии, но также и для служб безопасности».
Спецназовцы полиции и жандармерии никогда не появлялись перед публикой. В этот раз их анонимность все равно пытались сохранить: лица были закрыты специальными касками и темными очками. Среди них оказались не только мужчины, но и женщины, полицейские снайперы, которые тоже служат в особых частях.
Парад начался проходом над улицей самолетов «Французского патруля», подразделения воздушной акробатики, который красит небо в сине-бело-красные цвета. Затем улицу проутюжили истребители-бомбардировщики «Рафаль», которые изрядно поддержали Францию в истории с «Мистралями». России надо будет отдавать деньги за вертолетоносцы, зато французская авиапромышленность побила в этом году рекорды продаж. Истребители «Дассо» идут нарасхват.
После парадных колонн идет техника. По нарастающей: машины все больше и больше, все уродливее и страшнее. Время от времени броневые машины застывают в нехарактерной для утреннего времени пробке на Елисейских Полях. Одна из них стоит прямо перед нами — стрелок переговаривается с водителем, приоткрыв люк. Должно быть, ругают полицию, которая никак не может разрулить движение у президентской трибуны. Но никто из них не скажет, как можно было бы ожидать: «Опять этот чудовищный трафик. Я лучше дойду пешком!» Настоящая армейская дисциплина.
Публика напрасно ждет самые мощные во французской армии танки «Леклерк» — 15 машин Парижского округа направлены на военные учения в Польше. Вместе с поляками и американцами французы должны показать, что границы НАТО на замке. Вместо «Леклерков» на парад вышли колесные танки АМХ-10. «Ну ладно, мостовые целее будут»,— переговариваются в толпе.
За военными машинами движутся мирные. Едут саперы с экскаваторами и бульдозерами. Дефилирует специальное подразделение медиков, занимавшееся в Африке борьбой с вирусом Эбола. Машины гражданской обороны, контейнеры для обеззараживания воды, санитарные автобусы. Я не удивлюсь, если в следующий раз гордо провезут полевую прачечную.
Радостным свистом приветствуют пожарных в блестящих касках и с топорами на плече. Жандармерию и полицию встречали менее дружелюбно. В Париже любят пожарных еще и за то, что сегодня ночью во всех частях начнутся традиционные балы пожарных, куда парижане каждый год приходят повеселиться.
Программа парада и состав участников в этом году были несколько урезаны. Вместо 3790 человек на марш вышел только 3501, вместо 285 единиц техники — 208. В воздушном строю над Елисейскими Полями прошло 86 самолетов и вертолетов против 90 в прошлом году. На четверть часа была сокращена продолжительность марша. Объяснение: армии не до парадов. Мало того что Франция ведет военные действия за своими границами, тысячи солдат заняты патрульной службой на своей собственной земле. Январь показал, что война уже не оставила в стороне даже Париж.
Алексей Тарханов, Париж