По крымскому счету

Крупные российские банки могут организовать прием карт международных платежных систем в Крыму, но опасаются.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

На прошлой неделе депутат Анатолий Аксаков заявил: "В декабре начнет работать карта "Мир", выпущенная на основе национальной системы платежных карт. И в приоритетном порядке она будет запущена на территории Крыма. Соответственно, это облегчит жизнь туристам, и они смогут рассчитываться картами на полуострове". При этом, как утверждают СМИ, депутат пояснил, что в результате на полуострове можно будет свободно расплачиваться и картами международных платежных систем. "Крым действительно одно из приоритетных направлений развития для платежной системы "Мир". И уже в конце этого года на полуострове начнет развиваться сеть приема ее карт",— подтвердил "Деньгам" глава НСПК Владимир Комлев.

Однако это не означает, что в Крыму заработают международные платежные системы — санкции никто не отменял. Возможно, Аксаков имел в виду, что в этом году НСПК подписала с тремя международными платежными системами — MasterCard, American Express и JCB — соглашение о создании совместных карт. До их выпуска еще далеко, но, даже если они попадут в Крым, приниматься там будут как карты "Мир", так же как и в любом другом регионе России. Иностранное приложение кобейджинговой карты начнет действовать только при выезде за границу.

Другое дело, что теоретическая возможность принимать карты Visa и MasterCard в Крыму существует. Но это не связано с картами "Мир". Как рассказал "Деньгам" сотрудник одной из международных платежных систем, если какой-нибудь многофилиальный российский банк займется эквайрингом в Крыму, никто ему не помешает. Запрос банку-эмитенту пойдет из его процессингового центра в Москве, Санкт-Петербурге или, например, Благовещенска. А если юрлицо, которому принадлежит магазин или ресторан в Крыму, будет зарегистрировано, скажем, в Ростовской области или Краснодарском крае, к такой трансакции вообще не придерешься.

Тем не менее ни Сбербанк, ни ВТБ, ни какой-либо другой крупный российский банк не спешат развернуть работу на полуострове. Кредитные организации не хотят дразнить США и Евросоюз, чтобы не подпасть под серьезные санкции. Да, в отношении Сбербанка, ВТБ и ряда других госбанков уже действуют секторальные санкции ЕС, согласно которым организации и граждане Евросоюза не могут покупать их акции, облигации и другие ценные бумаги. Но кредитов и депозитов эти ограничения не касаются. Так что банкам есть что терять.

Поэтому момент, когда карточки международных платежных систем начнут действовать в Крыму, зависит не от запуска национальной платежной системы, а от отношения Запада к статусу полуострова. В конце концов, у нас уже 70 лет есть споры с Японией, и не об одном полуострове, а о трех полноценных островах — Итуруп, Кунашир, Шикотан — плюс к тому гряда островов Хабомаи. Но это не мешает торговле между нашими странами, уже не говоря о бизнесе с Евросоюзом и США.

Пожизненное исключение

Банк России планирует пожизненно лишать права занимать руководящие посты топ-менеджеров, дважды приводивших банк к банкротству. А тех, кто берет их на работу, будет "кошмарить".

На прошлой неделе лишился лицензии банк "Тульский промышленник" — четвертый из финансовой империи Анатолия Мотылева. Остальные три его банка — "Российский кредит", М-банк и АМБ-банк — лишились лицензии неделей раньше. По оценкам экспертов, выплаты вкладчикам этих банков могут стать рекордными за всю историю Агентства по страхованию вкладов — около 50 млрд руб. А если вспомнить, что санация предыдущего банка Анатолия Мотылева — "Глобэкс" — обошлась казне в 87 млрд руб., становится понятно, что теплых чувств в ЦБ к этому банкиру не испытывают.

Более того, как выяснила газета "Известия", регулятор планирует для него и таких, как он, ввести пожизненный запрет на занятие банковским бизнесом. Сейчас топ-менеджеры разорившегося банка на пять лет лишаются права занимать руководящие должности и владеть более чем 5% кредитной организации. Регулятор планирует вносить в черный список пожизненно тех, кто привел банк к банкротству дважды. По данным ЦБ, в апреле 2015 года в черном списке ЦБ было 3,4 тыс. человек, а в 2014-м — 2828.

Конечно, любой закон можно обойти. В банках обязательно согласуются с ЦБ только должности высших руководителей и их заместителей. А например, вице-президентом или советником можно назначать кого угодно. Однако Банк России всерьез намерен бороться с кредитными организациями, которые принимают на работу экс-руководителей банков-банкротов. Формально им нельзя предъявить претензии, поэтому ревизоры ЦБ будут проводить в таких банках проверки с особым пристрастием. Можно сказать, что Банк России в отношении таких банков будет применять надзор по понятиям.

Рубрику ведет Максим Буйлов

Вся лента