Националист не вызвал у присяжных снисхождения
Основатель БОРН признан виновным по всем пунктам
Присяжные Мосгорсуда вчера признали Илью Горячева виновным в создании экстремистской группы "Боевая организация русских националистов" и организации целой серии убийств, совершенных ее участниками. За это законодательство предусматривает пожизненное заключение. Впрочем, защита считает, что подсудимому не может грозить более чем 25-летний срок.
Отвечая на поставленные перед ними вопросы, присяжные признали Илью Горячева виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 282.1 УК РФ (создание экстремистского сообщества), ч. 1 ст. 209 УК РФ (создание и руководство бандой), пункты "а", "ж", "з", "л" ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц) и ч. 3 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия, взрывных веществ и взрывных устройств). Гособвинению удалось убедить присяжных в неопровержимости доказательств вины подсудимого. Коллегия в итоге признала Горячева виновным по всем пунктам с редким соотношением голосов 12:0. При этом присяжные посчитали, что ни по одному из пунктов обвинения господин Горячев не заслуживает снисхождения.
Главным следственным управлением СКР, судом присяжных, а затем на основании собранных следствием материалов было установлено, что в середине 2008 года в Москве Илья Горячев, Никита Тихонов (отбывает пожизненный срок) и другие лица, придерживавшиеся радикальных националистических взглядов, создали устойчивую вооруженную группу, назвав ее БОРН. Целью группы, по версии следствия, являлось совершение убийств по мотивам идеологической и национальной ненависти и вражды, посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, а также иных преступлений. В состав банды с середины 2008-го по март 2011 года вошли Алексей Коршунов, Михаил Волков, Максим Баклагин, Вячеслав Исаев, придерживавшиеся радикальных националистических взглядов. На счету участников банды, отметил официальный представитель СКР Владимир Маркин, десятки преступлений, в том числе убийство в 2011 году судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, рассматривавшего дела националистов.
Впрочем, как выяснилось в ходе следствия, к расстрелу судьи Илья Горячев не был причастен. Его признали виновным в организации убийств в 2009 году лидеров антифашистских движений Федора Филатова, Ильи Джапаридзе и Ивана Хуторского, а также чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева и участника экстремистской организации "Черные ястребы" Расула Халилова. Кроме того, было установлено, что именно Илья Горячев поручил Никите Тихонову совершить убийство в 2009 году адвоката Станислава Маркелова, который по уголовным делам защищал антифашистов.
Следует напомнить, что Илья Горячев, скрывшийся от следствия за границу, был задержан 8 мая 2013 года в Белграде и в ноябре того же года по запросу Генпрокуратуры РФ экстрадирован в Россию. Свою вину господин Горячев не признавал, однако показания о его причастности к убийствам дал националист Тихонов, решивший сотрудничать со следствием.
Другие участники БОРН Вячеслав Исаев и Максим Баклагин на основании вердикта присяжных получили от Мосгорсуда пожизненные сроки, в том числе за соучастие в убийстве судьи Чувашова. Они, как выяснило следствие, выслеживали жертву, а исполнил преступление Алексей Коршунов, который в 2011 году случайно подорвался на собственной гранате на Украине, где скрывался от следствия.
После оглашения вердикта судья Мосгорсуда Павел Мелехин сообщил, что обсуждение его юридических последствий назначено на 15 июля. В этот день гособвинение запросит наказание для господина Горячева. Поскольку присяжные решили, что он не заслуживает снисхождения, закон в таких случаях предусматривает и пожизненное лишение свободы. Впрочем, адвокат подсудимого Николай Полозов считает, что такое наказание не может быть применено к его подзащитному, так как он был экстрадирован из Сербии, а там максимальное наказание составляет 40 лет лишения свободы.
Между тем гособвинитель по делу Мария Семененко придерживается иной точки зрения. "У адвокатов, видимо, свой закон. Законодательство предусматривает пожизненное наказание в данном случае, мы это обсудим",— сказала госпожа Семененко. Прокурор Семененко пояснила "Ъ", что в Сербии наложено вето лишь на назначение подсудимым смертной казни.