"По словам Пушкова, у БРИКС есть неплохие шансы стать одним из мировых полюсов"
Наблюдатели ПАСЕ не смогут наблюдать за выборами в России, если ассамблея продлит свои санкции. Об этом заявил глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. Корреспондент "Коммерсантъ FM" Владимир Расулов ответил на вопросы ведущего радио новостей Марата Кашина.
По словам Алексея Пушкова, если ПАСЕ не снимет ограничения с российской делегации в 2016 году и страна опять не будет принимать участия в ее деятельности, ассамблея Европы останется без права заниматься мониторингом выборов в Госдуму.
— Что еще говорил господин Пушков, и можно ли это решение воспринимать как некий зеркальный ответ или симметричный ответ, как у них принято говорить?
— Можно принимать это как зеркальный ответ. По словам господина Пушкова, ПАСЕ пыталась каким-то образом вовлечь Россию в диалог, и депутат отметил, что эта организация в этот раз пока решила не аннулировать полностью полномочия России в ней, то есть не исключать ее из своего состава. Однако делегация права голоса все еще лишена, и Россия в ответ на это решила пока никоим образом не участвовать в деятельности ПАСЕ, но при этом, если, по словам Пушкова, действительно эти ограничения не будут сняты в 2016 году, Россия продолжит не участвовать в ней. Изначально планировалось, что делегаты от ПАСЕ поедут в Крым для того, чтобы сделать доклад о правах человека, и они должны будут приехать на думские выборы в 2016 году и смотреть, как они проходят .
В этом смысле, если ограничения останутся и вдруг какие-то даже ужесточения последуют, то делегаты и наблюдатели смогут, по словам Пушкова, приехать в Россию в качестве туристов, но не более того. Получается, что для наблюдателей из Парламентской ассамблеи Совета Европы Россия может закрыть наблюдательный процесс на выборах в Госдуму в 2016 году.
— Кому от этого хорошо? Это нам, в первую очередь, плохо, по-моему. Наблюдателям-то ПАСЕ какая разница?
— Ну, господин Пушков этот момент все-таки упустил, но говорил он сегодня не только об отношениях с Парламентской ассамблей Совета Европы. Он прокомментировал последний саммит, который проходил в Уфе, — БРИКС и ШОС. И, кстати, заявил, что после этого саммита эти две организации стали реальной силой, о них уже не говорят как о каких-то фантомных организациях, и, по словам Пушкова, у той же БРИКС есть в ближайшее время неплохие шансы стать одним из мировых полюсов.
"На 2014 год по данным МВФ и мирового банка БРИКС имеет совокупный ВВП в размере $32,5 трлн. G7 имеет совокупный ВВП в размере $34,7 трлн, то есть разрыв в пользу G7 — $2,2 трлн. При даже снизившихся темпах роста Китая — 7% в год — и примерно близких к этому темпах роста Индии этот разрыв между G7 и БРИКС будет преодолен в течение трех-четырех лет", — заявил господин Пушков.
То есть, по мнению Пушкова, БРИКС будет сосуществовать и частично взаимодействовать с G7, и не будет какого-то размежевания с таким другим крупным игроком мирового сообщества.
— И в какой перспективе это уже должно произойти?
— Уже сейчас должно быть это сотрудничество, и Пушков заявил, что, несмотря на то, что темпы роста действительно в Китае сейчас не очень большие, по его словам, европейские державы, которые входят в G7, наоборот, растут еще медленнее, чем Китай, поэтому БРИКС может выйти в лидеры.
Но, кроме этого, злободневным был вопрос еще и по международному трибуналу, по сбитому год назад Boeing над Донецкой областью. Журналисты спросили, какое мнение Пушков на этот счет имеет, и он ответил достаточно необычно — заявил, что этот трибунал, если его и проводить, то нужно проводить очень тщательно, и дальше начал вспоминать другие похожие случаи, в частности 1988 год, когда над Персидским заливом был сбит иранский пассажирский самолет, и также вспомнил он историю со сбитым самолетом авиакомпании "Сибирь" над Черным морем, когда, по одной из версий, украинская ракета в него попала, и он заявил, что проводить такие трибуналы нужно совместно, то есть включать туда не только историю с малайзийским Boeing, но и все похожие случаи.
— Подожди, то есть он в принципе не против проведения трибунала?
— Нет, он как раз таким долгим объяснением шел к тому, что если американцы начнут признаваться, что их военнослужащие в 1988 году сбили иранский самолет, то, соответственно, они должны будут своих граждан отдать под международный суд. Но, по словам Пушкова, американцы этого не делают в принципе, они проводят суды такого масштаба исключительно на своей территории, поэтому обесценивается смысл такого трибунала, то есть он заявил, что этот трибунал не нужен, он будет бессмысленным.