"США рассматривают Иран в качестве важного партнера на Ближнем Востоке"
Антон Хлопков о том, какую выгоду получают США: "США рассматривают нынешнюю договоренность как один из первых элементов на пути дальнейшего развития диалога между Вашингтоном и Тегераном по вопросам безопасности. Совсем недавно казалось, что ядерная проблематика – одна из наиболее сложных для того, чтобы этот диалог начинать. Есть много других вопросов в регионе, есть Афганистан. Теперь же оказывается, что ядерный аспект стал первым, где удалось договориться. Опять же, эти договоренности надо выполнять, а выполнение займет годы. Но, на мой взгляд, в Вашингтоне сегодня рассматривают Иран в качестве важного партнера по диалогу, по целому ряду вопросов безопасности на Ближнем Востоке, без которого достижение цели, которую, в первую очередь, ставят перед собой США, невозможно. Поэтому нынешняя веха позволяет Штатам более активно вовлекать Иран в диалог по этим проблемным вопросам в области безопасности".
О том, как изменятся отношения США и Израиля: "В Израиле знали, чем закончатся переговоры. Несмотря на достаточно жесткую риторику, я думаю, что там понимают, что подобные договоренности были неизбежны. При этом сегодня в своем заявлении президент Обама специально отметил, что США продолжат оказывать поддержку Израилю, обеспечивать безопасность и т.д. На мой взгляд, те изменения, которые происходят в американо-израильских отношениях, вряд ли претерпят дополнительное влияние со стороны новых договоренностей. Тот процесс, который шел в рамках переговоров в последние два года, научил Тель-Авив тому, что это неизбежно. Другой вопрос, что та задача, которую на протяжении многих лет ставил Израиль, а именно — предотвращение появления в регионе других стран, обладающих развитыми ядерными технологиями, этот подход сегодня провалился. Израиль должен научиться жить с Ираном, который обладает не только АЭС, но и технологиями по обогащению урана.
Об отношении иранского общества к венским договоренностям: "Я бы сказал, что не стоит неооценивать отношения между иранским обществом и американской культурой. По моему опыту, я неоднократно бывал в Иране и видел их отношение к американским экспертам, отношение не такое плохое. По крайней мере, у рядовых граждан, особенно у молодежи, есть большой интерес к США, к тому, что предлагает американская культура. При этом, безусловно, есть консервативные силы, которые настроены резко против договоренности. На мой взгляд, нынешняя договоренность создает новые возможности для развития двустороннего диалога. При этом, безусловно, в Иране есть серьезные влиятельные силы, которые с озабоченностью смотрят — а что дальше, каким образом наши открытые двери могут повлиять на иранскую безопасность, если мы будем более активно взаимодействовать с США? Собственно, это и стало одной из причин исламской революции – засилье западной культуры и отторжение ее определенными слоями иранского общества".