Доехали до кредита
«Группа ГАЗ» привлекает 33,75 млрд руб. на реструктуризацию долга
ОАО ГАЗ заключило соглашения с Банком ВТБ и Сбербанком о привлечении синдицированных кредитов на сумму 33,75 млрд руб. для реструктуризации своей задолженности перед этими же банками. В залог компания предоставила акции и доли в своих активах общей стоимостью 90 млрд руб. Эксперты полагают, что ставка по новым кредитам может составлять 13–14% и у холдинга не должно возникнуть особых проблем с обслуживанием займа, если авторынок в следующем году стабилизируется.
Сумма привлеченных «Группой ГАЗ» кредитов составит 33,25 млрд руб. и 500 млн руб., говорится в официальном сообщении компании. В качестве залога заемщик предоставляет 250 тыс. акций ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ» (100% уставного капитала), 1,47 млн акций ОАО «Павловский автобус» (93,79%), 9,82 млн акций ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры» (79,94%) и 196,675 тыс. акций ОАО «Ярославский завод топливной аппаратуры» (90,27%). Также группа заложила по 100% долей ООО «Ликинский автобус» и ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» и передала банкам ряд других финансовых обязательств. Совокупная балансовая стоимость имущества «Группы ГАЗ», которое может быть отчуждено в результате заключения сделки, составляет 90 млрд руб.
Напомним, по итогам 2014 года общий долг «Группы ГАЗ» составлял 65,8 млрд руб., чистый — 56,2 млрд руб. Этот долг, накопившийся по кредитам после прошлого финансового кризиса, «Группа ГАЗ» планировала поэтапно реструктурировать. На первом этапе группа собиралась реструктурировать задолженность по синдицированному кредиту Сбербанка и ВТБ на 33,25 млрд руб., который был взят в 2009 году для рефинансирования долгов на 39,3 млрд руб. и обеспечен госгарантиями. На втором этапе предполагалась реструктуризация кредитного портфеля компании еще на 13,75 млрд руб. Весной автопроизводитель пытался получить госгарантии под привлечение нового кредита, но в правительстве РФ отказали из-за «формального несоответствия целей и формы кредита» постановлению, регулирующему меры господдержки. В июне глава Минпромторга Денис Мантуров отмечал, что «Группе ГАЗ» не потребуются госгарантии, так как сами банки снизили процентную ставку и обеспечили реструктуризацию. Однако ГАЗ тогда не устраивала процентная ставка. Тогда в «Группе ГАЗ» сообщили, что банки не могут предложить приемлемые условия, которые позволят компании достаточно снизить стоимость обслуживания кредитного портфеля — она без учета реструктуризации выросла с 6,2 млрд руб. в 2013 году до 10,6 млрд в 2015 году. Не получив госгарантий, «Группа ГАЗ» направила в правительство РФ заявку на получение государственных субсидий. Комментировать подробности сложной сделки в компании отказались.
В Сбербанке также не стали раскрывать сроки и стоимость кредитования, подтвердив факт переговоров по реструктуризации. В ВТБ ограничились заявлением, что группа ГАЗ, как стратегический клиент банка, все свои кредиты обслуживает в штатном режиме.
По оценкам заместителя директора «Интерфакс ЦЭА» Алексея Буздалина, ставка по новому синдицированному кредиту может составлять 13–14% годовых. По мнению эксперта, в текущей рыночной ситуации с учетом размера займов банкам важнее обеспечить возврат ранее выданных средств и отбить их стоимость, нежели получить максимальную выгоду. «Кредиторы идут на реструктуризацию, чтобы не допустить роста просроченной задолженности и не создавать дополнительных резервов. Кроме того, мы видим тенденцию на снижение ключевой ставки ЦБ, и банки ее тоже учли», — добавляет аналитик.
По мнению аналитика «ВТБ-Капитал» Владимира Беспалова, «Группа ГАЗ» сможет обслуживать кредиты, если сумеет поддерживать нормальную рентабельность в условиях падающего рынка. По прогнозам эксперта, в 2015 году падение объемов продаж автомобилей сегмента LCV составит порядка 30% к 2014 году — до 98 тыс. единиц (за первое полугодие рынок LCV упал на 33%, до 43,1 тыс. машин). «В следующем году, если не случится неожиданностей и новых потрясений, рынок может начать восстанавливаться и вырасти на 5–10% с учетом низкой базы», — надеется аналитик.