Атомный вес взят
Ирану и шестерке посредников удалось прийти к соглашению по ядерной программе
В Вене вчера завершился успехом беспрецедентный по длительности и напряженности дипломатический марафон: Тегеран и шестерка международных посредников завершили работу над всеобъемлющим соглашением по иранской ядерной программе, к которому шли почти 13 лет. Западные участники переговоров утверждают, что теперь "любые пути к ядерному оружию для Ирана перекрыты". Глава МИД РФ Сергей Лавров вчера напомнил, что именно предложенная Россией "концепция поэтапности и взаимности" позволила три года назад вывести переговоры из тупика. Теперь Москва намерена извлечь дивиденды из грядущего снятия с Ирана санкций — в частности, усилить сотрудничество в атомной сфере. Однозначно негативно соглашение восприняли лишь члены Республиканской партии США, а также израильские министры, заявившие: Тегерану фактически была выдана "лицензия на убийство".
С историческим замахом
Все последние дни представители Ирана и шестерки посредников регулярно обнадеживали журналистов, что условия сделки почти согласованы, а об историческом соглашении будет объявлено совсем скоро. Однако переговоры продлевались вновь и вновь. И хотя участники дипломатического марафона утверждали, что намерены довести начатое до конца, было видно: они постепенно теряют терпение (см. "Ъ" от 14 июля).
В конце концов вчера утром информированный источник "Ъ" в одной из делегаций стран "шестерки" сообщил: "Сделка по ядерной программе есть!" Чуть позже об этом было объявлено официально. Глава дипломатии ЕС Федерика Могерини назвала итог марафона, последний раунд которого длился 18 дней, "знаком надежды для всего мира".
Об этом же говорил и министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф: "Сегодняшний день мог бы стать концом надежды, но вместо этого мы открываем новую главу".
А иранский президент Хасан Роухани с удовлетворением отметил, что теперь "страхи (Запада.— "Ъ") в отношении Исламской Республики" остались в прошлом. По информации "Ъ", перед выходом к прессе в венской штаб-квартире ООН участники переговоров собрались за закрытыми дверями, чтобы поблагодарить друг друга за проделанную работу. "Церемония получилась очень эмоциональной",— рассказал один из источников "Ъ".
Глава МИД РФ Сергей Лавров, который в воскресенье в третий раз за две недели посетил Вену, вчера дал понять: едва ли не решающий вклад в успех дипломатического процесса внесла Москва. По словам министра, именно "предложенная российскими специалистами концепция поэтапности и взаимности" (в нормализации отношений) позволила три года назад "вывести переговоры из глухого тупика". Об этом же упомянул вчера президент РФ Владимир Путин. И добавил: "Мир вздохнул с большим облегчением".
До чего договорились
"Договор между Ираном и "шестеркой" — самое важное многостороннее соглашение в ядерной сфере за последние 20 лет,— заявил "Ъ" бывший высокопоставленный сотрудник Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), а ныне эксперт Стокгольмского института исследования мира (SIPRI) Тарик Рауф.— По своему значению оно сравнимо с принятым в 1996 году Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний".
В соглашение с Ираном включены основной текст и пять технических приложений: по ядерным проблемам, санкциям, гражданскому ядерному сотрудничеству, совместной комиссии и порядке реализации договоренностей. В документах, которые в ближайшие дни будут представлены на утверждение Совбеза ООН, подробно описаны обязательства Тегерана и международного сообщества. В частности, Иран гарантирует исключительно мирный характер своей ядерной программы и обязуется в течение 15 лет иметь в распоряжении не более 300 кг обогащенного до 3,67% урана. Высокообогащенный уран и оружейный плутоний, которые являются материалами, необходимыми для создания ядерного оружия, Тегеран производить не будет. Обогатительный завод в Фордо будет перепрофилирован в технологический центр. Исключительно в мирных целях будет использоваться и реактор в Араке. При этом все отработанное топливо будет вывозиться оттуда за пределы Ирана в течение всего времени действия реактора.
В свою очередь, "шестерка" согласилась отменить все санкции (как Совбеза ООН, так и национальные), связанные с иранской ядерной программой, включая меры по доступу в сферы торговли, технологий, финансов и энергетики. При этом президент США Барак Обама вчера дал понять: санкции, введенные в отношении Ирана в связи с нарушением прав человека, останутся в силе.
Не произойдет и моментальной отмены оружейного эмбарго, введенного ранее Совбезом ООН. "Мы вместе с Китаем выступали за то, чтобы оно было снято среди первых ограничительных мер, подлежащих прекращению,— заявил вчера, отвечая на вопрос "Ъ", Сергей Лавров.— Запад же настаивал на сохранении оружейного эмбарго в течение восьми, а то и десяти лет". По словам министра, для Москвы "решающее слово в этом вопросе принадлежало иранским коллегам", а они "согласились пойти на компромисс: эмбарго будет действовать пять лет, но в течение этого периода поставки вооружений в Иран возможны при прохождении соответствующей процедуры уведомления и верификации через Совбез ООН". Что касается ограничений на поставку Ирану баллистических ракетных технологий и соответствующей продукции, то, по словам источника "Ъ" в Вене, знакомого с ходом переговоров, они будут сняты только через восемь лет.
Следить за выполнением Тегераном своих обязательств поручено экспертам МАГАТЭ — они будут проводить мониторинг ядерных объектов в течение 25 лет. Кроме того, для оценки выполнения соглашения при Совбезе ООН будет создана специальная комиссия, а Иран и "шестерка" будут проводить встречи на министерском уровне не реже чем раз в два года. В соглашении записано, что при нарушении условий сделки санкции могут быть возобновлены в течение 65 дней. Такой шаг Тегеран, как отмечено в документе, будет считать поводом для выхода из соглашения. По информации "Ъ", механизм возможного возврата санкций будет оставаться в силе в течение срока действия самой резолюции (десять лет) и еще пяти лет после.
Впрочем, саму резолюцию Совбеза ООН, которая и станет юридической базой сделки, в отличие от остальных документов вчера не стали публиковать. Переговорщики решили, что неэтично было бы обнародовать ее до того, как она будет представлена непостоянным членам Совбеза.
Последствия сделки
Россия, по словам Сергея Лаврова, будет активно участвовать в практической реализации договоренностей с Ираном. "В частности, это касается двух прямо упомянутых в проекте соглашения вопросов — вывоза низкообогащенного урана в Россию в обмен на поставки туда природного урана и перепрофилирования теперь уже бывшего обогатительного объекта в Фордо на предприятие по производству стабильных изотопов для медицинских и промышленных целей",— рассказал министр.
В Москве рассчитывают, что теперь взаимодействие с Тегераном в сфере экономики перейдет на новый уровень. "Мощный импульс получат наши двусторонние связи с Ираном, на развитии которых более не будут сказываться внешние факторы",— заявил вчера Владимир Путин. А Сергей Лавров рассказал, что у двух стран "масштабные планы развития иранской атомной энергетики, заключены договоренности на создание целого ряда новых блоков атомных электростанций".
Одним из негативных последствий иранской "ядерной сделки" для экономики РФ может стать падение цен на нефть, которое произойдет после того, как Иран вновь станет полноценным игроком на мировом рынке энергоресурсов. Впрочем, опрошенные "Ъ" эксперты призывают не драматизировать ситуацию. "Цены на нефть упали и без иранской сделки. В последние же дни мы наблюдали лишь незначительное падение, рынок его отыграет,— уверен собеседник "Ъ" в госструктурах РФ.— Между тем Россия теперь сможет не только активизировать сотрудничество с Ираном в военно-технической сфере, но, что куда важнее, активно развивать с ним торгово-экономические отношения". Напомним, в прошлом году Москва и Тегеран выработали целый комплекс совместных бизнес-проектов на сумму $70 млрд. Однако в июне посол Ирана в РФ Мехди Санаи в интервью "Ъ" посетовал, что российские бизнесмены не спешат приступать к реализации этих проектов, опасаясь попасть под санкции США (см. "Ъ" от 3 июня). Ранее американские чиновники действительно грозили ввести рестриктивные меры в отношении компаний третьих стран, которые будут сотрудничать с Ираном. "Теперь эти риски снимаются, можно будет приступить к реализации всего задуманного",— резюмировал собеседник "Ъ".
В Минэкономики вчера подтвердили агентству "РИА Новости": Россия планирует начать переговоры с Ираном о расширении перечня товаров взаимной торговли. Что касается реализации совместных проектов, то речь, как следует из сообщения ведомства, идет о "строительстве атомных энергоблоков, электрификации железных дорог, строительстве элеваторов, ремонте электростанций, разработке нефтяных и газовых месторождений". Собеседник ТАСС в НПК "Уралвагонзавод" рассказал, что предприятие "плотно работает с Ираном", а теперь потенциальный объем иранского рынка грузовых вагонов может существенно вырасти — до 10 тыс. единиц. Глава РЖД Владимир Якунин подтвердил, что корпорация готова работать с Тегераном по электрификации железных дорог и развитию инфраструктуры. "После снятия санкций это будет значительно проще",— добавил он.
Не менее значимыми, как надеются в Москве, будут и внешнеполитические последствия сделки. В МИД РФ напоминают, что в 2009 году Барак Обама сказал: "Если удастся урегулировать иранскую ядерную проблему, то задача создания европейского сегмента ПРО отпадет". "Мы привлекли внимание американских коллег к этому факту, будем ожидать реакции",— рассказал вчера Сергей Лавров. Официально об ответе Вашингтона пока не сообщалось.
"Ошибка исторических масштабов"
Помимо прочего, как считает господин Лавров, найденное решение по Ирану "окажет оздоровляющее воздействие на общую ситуацию в регионе Ближнего Востока, Северной Африки и Персидского залива". Впрочем, одна из ключевых ближневосточных стран — Израиль — с этим тезисом готова поспорить. Премьер Биньямин Нетаньяху назвал сделку "ошибкой исторических масштабов", которая "позволит Ирану продолжать агрессию и террор в регионе". Заместитель главы МИД Израиля Ципи Хотовели заявила об "исторической капитуляции Запада перед Ираном". А министр культуры и спорта Израиля Мири Регев и вовсе назвал договоренности "лицензией на убийство".
"Единственное улучшение, которое принесет соглашение с Тегераном,— это улучшение иранской экономики. Теперь США фактически сделали из Ирана мировую державу, которая будет распространять свое влияние по всему миру, в том числе финансируя радикалов,— заявил "Ъ" эксперт по Ирану из израильского Центра стратегических исследований имени Бегина--Садата Зеев Маген.— В ситуации с этим соглашением мы уже мало что можем сделать, но мы не смиримся с иранской ядерной программой никогда". "Если мы увидим, что иранцы уже слишком близки к созданию ядерной бомбы, то отреагируем мгновенно",— заявил собеседник "Ъ", оговорившись, что "в ближайшее время военная операция Израиля против иранских ядерных объектов вряд ли возможна".
Опасения израильтян разделяют и члены американской Республиканской партии, заявившие: сделка подрывает национальную безопасность США и является "кошмаром для всего мира". Конгресс, обе палаты которого контролируют республиканцы, может попытаться заблокировать вступление в силу соглашения с Ираном. Однако Барак Обама уже дал понять, что наложит вето на любой законопроект, который будет препятствовать реализации договоренностей. Свою позицию глава государства поясняет просто: по его словам, со вчерашнего дня "любые пути к ядерному оружию для Ирана перекрыты".