Серьезный детектив
Василий Миловидов о фильме «Темные тайны» по роману Гиллиан Флинн
В прокат выходит экранизация еще одного детектива автора «Исчезнувшей» — более серьезная, но в разы менее удачная, чем у Дэвида Финчера
В 1985 году в Канзасе происходит резня в доме малообеспеченной семьи Дэй. Одна из дочерей, Либби, обвиняет в убийстве матери и сестер своего старшего брата Бена, хмурого подростка, который слывет в округе сатанистом и растлителем малолетних. Несколько десятилетий спустя Либби все еще не может оправиться от событий детства и живет на скромные дивиденды от написанной литературным негром автобиографии. В какой-то момент на нее выходят члены "клуба убийств" — сборище странноватых персонажей, которые следят за местной криминальной хроникой и расследуют нераскрытые, как им кажется, дела. Они уверены, что Бен невиновен, и просят Либби за денежное вознаграждение чуть основательней разобраться в своих воспоминаниях о той ночи.
"Темные тайны" — вторая за два года экранизация книжек американской сочинительницы триллеров Гиллиан Флинн. Предыдущая, "Исчезнувшая" Дэвида Финчера, была во многом спорным, но, как водится у режиссера, эффектным и по-своему безумно смешным кино, в котором героя Бена Аффлека обвиняли в убийстве жены. "Тайны" — менее успешный роман писательницы, и снимать его доверили крепкому, но гораздо менее высококлассному ремесленнику Жилю Паке-Бреннеру. Между тем структурой и мотивами фильмы, как и книжки, сродни паре близнецов. И тут, и там повествование разбито на детективное расследование наших дней и флешбэки в прошлое, которые зачастую оказываются не совсем правдивы. В обоих фильмах действие происходит в американской глубинке, погрязшей в классовом расслоении. Флинн, бывшая обозревательница Entertainment Weekly, никогда не забывает обыграть в своих историях роль медиа в обществе, и на судьбы и поступки героев "Тайн" в немалой степени влияют телевизор и перешептывание соседей. В конце концов, это книжки и фильмы о том, что люди порой без особых причин врут, и это приводит к катастрофическим последствиям.
Главное отличие между двумя фильмами в сатирической интонации, изначально заложенной в "Исчезнувшей" и сознательно доведенной Финчером до правильного градуса абсурда. "Тайны" — честная игра в неонуар, в серьезную драму американского Среднего Запада. Их можно было бы представить в руках другого, более талантливого режиссера, но вряд ли стоит вешать всех собак на Паке-Бреннера. Сюжетные нелепости "Исчезнувшей" можно было оправдать юмором и попыткой пофантазировать на тему взаимоотношения полов; "Тайны" же держит лишь детективный костяк, но сам фильм похож на разваливающийся карточный домик.
Взятые в охапку сатанисты, растлители, наркоманы, наемные убийцы и просто психопаты — хороший материал для очередного сезона "Американской истории ужасов". В компактном триллере со сложной миной, который к тому же пытается обдурить зрителя своими сюжетными петлями, все это смотрится комично. Больше всего обидно за исполняющую главную роль Шарлиз Терон, которая с полной отдачей играет роль израненного зверя в надвинутой на глаза кепке, но чем ближе к концу, тем сильнее кажется, что взгляд она прячет от неловкости за происходящее.
В прокате с 13 августа