Щит для малого бизнеса
Совет при президенте РФ поддержал квоту в 20% для небольших компаний
Как стало известно "Ъ", совет при президенте РФ одобрил законопроект Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о новом порядке проведения торгов по наружной рекламе. ФАС предполагает отдавать не менее 20% рекламных мест малому и среднему бизнесу. При этом максимальная цена на таких торгах не должна превышать 400 тыс. руб. в расчете на одну конструкцию в год, за исключением Москвы, Петербурга и Севастополя, где ограничение установлено в 800 тыс. руб.
Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства "концептуально одобрил" поправки к закону "О рекламе" и Кодексу об административных правонарушениях, рассказал "Ъ" один из участников заседания совета и подтвердила замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. Как ранее сообщал "Ъ", эти поправки разработаны ФАС в конце 2013 года по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова, а год назад внесены в правительство, после чего вновь поступили в ФАС. В президентский совет законопроект попал из государственно-правового управления президента, уточнила госпожа Никитина. В документе предлагается закрепить не менее 20% рекламных мест, выставляемых на торги, за средним и малым бизнесом. К нему закон относит компании с численностью не более 100 и 250 человек и выручкой 400 млн и 1 млрд руб. без НДС соответственно за предыдущий календарный год.
По словам руководителя аналитической службы юридической фирмы "Инфралекс" Ольги Плешановой, присутствовавшей на заседании совета, его участники вынесли положительное заключение на законопроект, указав на несколько недочетов. Так, мелкие операторы, получив конструкции на льготных условиях, могут продать свой бизнес компаниям, аффилированным с крупными операторами, монетизируя тем самым меры господдержки.
Как следует из последней версии законопроекта (есть у "Ъ"), максимальная стартовая цена для небольших компаний может составить 400 тыс. за конструкцию в год, а для Москвы, Петербурга и Севастополя — 800 тыс. руб. за конструкцию. На первой серии московских аукционов в 2013 году мэрия начинала торги щитами с 40 тыс. руб. в месяц, то есть 480 тыс. руб. в год, но в ходе аукциона операторы подняли ее многократно. По итогам тех торгов платеж городу за одну конструкцию 3х6 м (самый популярный у рекламодателей формат) составляет 1,6 млн руб. в год, при этом сама конструкция с установкой стоит около 150 тыс. руб., подсчитал исполнительный секретарь отраслевого отделения по рекламе "Деловой России" Дмитрий Крючков. В Москве конструкции на аукционах получили семь компаний, взяв на себя обязательства выплатить городу 75 млрд руб. в течение десяти лет. Власти ряда крупных городов также успели разыграть большую часть конструкций, но, например, в Петербурге, Омске, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону основные торги еще не прошли.
После отмены 35-процентного ограничения доли рынка для продавцов наружной рекламы квота в 20% может стать единственным ограничением монополизма крупнейших игроков. После согласования законопроекта с другими ведомствами ФАС повторно внесет его в правительство вместе с заключением президентского совета, говорит Татьяна Никитина. ФАС рассчитывает, что законопроект поступит в Госдуму уже в этом году. Минэкономики по результатам проведения оценки регулирующего воздействия на законопроект дано отрицательное заключение, уточняет при этом представитель министерства.
В Russ Outdoor (крупнейший оператор наружной рекламы в России) от комментариев отказались. Гендиректор рекламного оператора "Вера Олимп" Дмитрий Дюмин считает, что законопроект будет полезен для малого бизнеса в целом: это позволит ему рекламировать свою продукцию, не покупая рекламу у операторов. "Но если малые рекламные предприятия будут закупать щиты по заниженной цене, а потом спекулировать, перепродавая их за большие деньги, это навредит всему рынку",— предупреждает он. "Важно понимать, как эта модель будет работать в сравнении с другими городами. У Москвы свои подходы к формированию бюджета, к его расходной части. У города серьезные финансовые и социальные обязательства, и именно этим порой объясняется дороговизна торгов. Кроме того, в столице высокая конкурентная среда, как показали прошедшие аукционы",— говорит представитель департамента рекламы и СМИ Москвы.