Рыбу переводят на льготные пути
Доставку отечественной рыбной продукции хотят сделать дешевле
Стоимость транспортировки недорогой российской рыбы по железной дороге внутри страны необходимо снижать, чтобы выигрывать конкуренцию с импортной продукцией, считает рабочая группа президиума Госсовета. По ее мнению, это позволит наладить поставки дешевой рыбы с Дальнего Востока в центральную часть России. Сейчас для всей рыбы действует единый тариф, но в цене менее дорогой отечественной продукции он занимает большую долю, чем в импортной.
"Ъ" ознакомился с проектом доклада "О развитии рыбохозяйственного комплекса", подготовленным рабочей группой президиума Госсовета (он соберется обсуждать проблемы отрасли в сентябре). Вчера документ рассматривался на заседании у помощника президента Игоря Левитина, сообщил сайт kremlin.ru.
Один из выводов доклада — тарифы на перевозку отечественной и импортной рыбы по территории России нужно дифференцировать, снизив стоимость перевозки недорогой российской продукции. В документе поясняется, что в составе оптовой цены отечественной рыбы затраты на логистику имеют большее значение, чем в стоимости более дорогой зарубежной продукции. "Для наиболее массовых и относительно дешевых видов рыб (минтай, сельдь и др.) транспортно-логистические расходы по доставке увеличивают оптовую цену во Владивостоке в среднем на 20%, для рыб средней ценовой категории (терпуг, треска, скумбрия, горбуша) цена возрастает примерно на 10%, для дорогой рыбы (кета, кижуч, нерка, палтус) — на 5%",— приводятся оценки в проекте доклада.
По данным РЖД, средняя стоимость доставки тонны мороженой рыбы из Владивостока в Москву (с учетом оплаты перевалочных работ, двух недель хранения на временных складах) составляет 9,7 тыс. руб. Из них на саму перевозку приходится около 7,5 тыс. руб. В прошлом году цена за перевозку тонны рыбы доходила до 11,5 тыс. руб. (данные Росрыболовства). При этом средняя оптовая цена импортной рыбы в России в 2014 году составила 123,9 руб. за 1 кг, а средняя оптовая цена у российских производителей 52,9 руб. за 1 кг, то есть в 2,3 раза меньше.
"Дифференциация или субсидирование тарифных затрат может быть фактором, способствующим продвижению недорогой продукции с Дальнего Востока в центральные районы России",— подчеркивается в проекте доклада. В первую очередь дифференциация транспортных тарифов может рассматриваться, например, для сельди, мойвы, в меньшей степени для горбуши, для дорогих видов продукции такая мера вообще не может применяться, отмечает замруководителя Росрыболовства Василий Соколов. По его мнению, стоимость транспортировки для российской продукции должна быть снижена минимум на размер базового тарифа (часть стоимости транспортировки, которая перечисляется РЖД за использование путей). На базовый тариф приходится лишь 2-3 руб. за 1 кг, говорит президент АДМ Герман Зверев. "Остальная часть тарифа, около 8-9 руб., уходит операторам, аффилированным с РЖД или независимым, которые не являются объектом тарифного регулирования",— отмечает он. В РЖД подчеркивают, что стоимость железнодорожной перевозки рыбной продукции имеет сезонные колебания. «Железнодорожная транспортная составляющая в ценах на рыбу, перевозимую в европейскую часть России с Дальнего Востока, даже в период путины не превышает 5%. Ещё примерно 40-50% — это маржа различных оптовых и розничных посредников»,— рассказали в госкомпании. Розничная цена рыбы не меняется в зависимости от стоимости её транспортировки, а снижение железнодорожных тарифов не приводит к снижению стоимости реализации рыбы населению, считают в РЖД.
Сегодня для российской и зарубежной рыбы тариф единый, отмечает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин. Разница в затратах на транспортировку он объясняет тем, что основную часть (65%, данные доклада) отечественной продукции везут с Дальнего Востока, а основную часть импортной — с северо-запада. При этом, добавляет господин Зверев, импортная рыба в центральные регионы доставляется в основном фурами и кораблями.
Проблемой введения дифференцированных тарифов является неясность механизма их администрирования, отмечает Александр Фомин. По его мнению, повышение доступности рыбы сегодня мало зависит от тарифов, основной вопрос — наценки многочисленных посредников: "Цена производителя составляет лишь 30% от конечной цены реализации рыбы, и эти дисбалансы, безусловно, необходимо ликвидировать". Обсуждаемая мера вряд ли приведет к серьезным переменам на рынке, соглашается совладелец ИТА "Северная компания" (импортер рыбы) Виталий Корнев. "Тихоокеанская сельдь получит козырь перед атлантической, поставки которой затруднены в связи с запретом на ввоз рыбы из Норвегии,— рассуждает он.— Но снижение розничной цены составит всего 3-5% в зависимости от сорта рыбы".