"В ближайшие десятилетия ЕвроПРО для наших ракет угрозы не представляет"
Снятие санкций с Ирана не остановит строительство системы противоракетной обороны в Европе, хотя проектировалась она именно как средство защиты от возможного удара со стороны Исламской Республики. В Москве намерение довести создание ЕвроПРО до конца восприняли болезненно. В ситуации разбирался политический обозреватель "Коммерсантъ FM" Юрий Мацарский.
Успешно завершившиеся в Вене переговоры по иранской ядерной проблеме не обезопасили мир в достаточной для отказа от ЕвроПРО мере. Именно такой вывод следует из заявления Госдепартамента США, в котором говорится, что накопленные Ираном запасы баллистических ракет все еще вызывают серьезное беспокойство, и именно поэтому отказываться от строительства европейской системы противоракетной защиты все еще преждевременно. Кроме того, в Вашингтоне посчитали нелишним добавить, что ЕвроПРО способна защитить Старый Свет и от угрозы со стороны Северной Кореи.
Заявление американского внешнеполитического ведомства прозвучало через считанные часы после речи российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, в которой он высказал надежду на то, что решение десятилетиями длившегося иранского кризиса станет также причиной для отказа от строительства европейского сегмента ПРО. Господин Лавров напомнил, что в 2009 году американский президент Барак Обама пообещал пересмотреть планы развертывания систем противоракетной обороны, если опасность со стороны Ирана уйдет в прошлое. По мнению главы российского МИД, этот момент уже настал. Однако, говорит независимый военный эксперт Александр Гольц, то, что Тегеран не намерен сейчас наносить удар по Европе, не значит, что он не передумает в будущем. Так что российскому МИД, считает эксперт, не стоит торопиться с выводами. Тем более что американские противоракеты в Европе просто не способны на перехват российких боеголовок.
"Ничто не помешает Ирану через какой-то период времени выйти из этого соглашения и вернуться к тем ядерным программам, от которых он вроде бы отказался. Вообще все военное планирование и военные программы предполагают наихудший вариант. Технические параметры ЕвроПРО не позволяют этой системе угрожать российским ядерным арсеналам: скорости разные у перехватчика и у российских межконтинентальных баллистических ракет", — пояснил Гольц.
Но дело вовсе не в том, может ли американская противоракета перехватить российскую ракету или не может, говорит эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер. Дело в соблюдении принципов международного сотрудничества. И с точки зрения Москвы, говорит господин Брутер, Вашингтон этими принципами пренебрегает, в одностороннем порядке отказываясь даже от обсуждения проблемы ЕвроПРО. И Россия, продолжает он, вынуждена реагировать.
"Любое изменение стратегического соотношения сил требует какой-то реакции. Дело не в том, что ЕвроПРО прямо угрожает России, — Россия вынуждена на это каким-то образом реагировать. Это уже нарушение стратегического баланса, и именно это имеет в виду Россия, когда говорит о том, что ситуация должна быть возвращена к предыдущей. Любые попытки изменения стратегического баланса невозможны в рамках существующей системы договоров. Только если вторая сторона согласна, в этом смысле можно что-то менять. Если же одна сторона что-то меняет без ведома другой стороны, то это уже попытка изменить сложившееся положение дел, сложившийся баланс сил", — уверен Брутер.
Владимир Брутер считает, что ЕвроПРО делает континент не безопаснее, а наоборот, нарушает стратегический баланс сил, и это чревато серьезными конфликтами. И убедить европейцев в этом для того, чтобы они сами отказались от размещения компонентов системы на своей территории, — важная задача для российского руководства, куда более важная, чем строительство своей системы ПРО, тем более что российские ракеты европейцы действительно перехватывать не могут. Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов считает, что в обозримом будущем модернизация систем ЕвроПРО для защиты от российских баллистических ракет вряд ли возможна, если возможна в принципе.
"Есть разговоры о том, что ее, может, потом начнут совершенствовать, и когда-нибудь она станет представлять серьезную опасность для наших ракет, но это, во-первых, в той модели, что если мы начинаем атаковать, мы желаем против кого-то применить эти самые баллистические ракеты, то можно начать рассуждать о том, каков действительно масштаб угрозы. Но в ближайшие десятилетия ЕвроПРО в том виде, в котором она создается, для наших стратегических ракет угрозы не представляет — они все равно прорвутся в систему, если начнется обмен ядерными ударами. Если начнется обмен ядерными ударами, это же будет почти все равно", — рассуждает Коновалов в эфире "Коммерсантъ FM".
Не стоит, однако, сбрасывать со счетов тот факт, что все споры ведутся вокруг еще не завершенного проекта ЕвроПРО. Американцы и их европейские партнеры практически ежегодно изменяют планы размещения тех или иных объектов. Более того, из проекта даже вышел один из основных предполагаемых участников — Чехия.