«У нас есть основания показать результаты не хуже 2014 года»

Если в 2014 году металлургия продемонстрировала увеличение производства, то под конец первого полугодия 2015-го отрасль не может продолжить рост из-за сокращения спроса на внутреннем рынке. Закупку металлопродукции сократили предприятия автопрома, строительства, производители товаров народного потребления. Как выживают компании сейчас и чего ждать к 2016 году, рассказал корреспонденту „BG” Марии Полоус генеральный директор ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Павел Шиляев.

BUSINESS GUIDE: В 2014 году российские металлурги нарастили производство стали до 71 млн тонн, это на 3% больше относительно прошлого года, а производство металлопроката выросло на 4% и составило 64 млн тонн. А какие итоги можно подвести по первому полугодию 2015-го? Как завершит, по вашему мнению, российская металлургия текущий год?

Павел Шиляев: Говоря о первом полугодии 2015 года, я бы отметил несколько моментов. В эти шесть месяцев мы увидели два разнонаправленных тренда. С одной стороны, год начался с ажиотажного спроса на металл в России. По сути, это была конвертация денег в товар, в том числе в металлопродукцию. С другой стороны, та, не побоюсь этого слова, сумасшедшая динамика курса, которую мы увидели в конце 2014 — начале 2015 года, дала российским металлургам существенные конкурентные преимущества на внешних рынках. Этим воспользовались практически все российские производители, поэтому в первом квартале Магнитогорский меткомбинат показал практически максимальную загрузку производственных мощностей. Теперь же, в конце полугодия, мы наблюдаем торможение потребления металлопродукции внутри страны. Мы видим, что просела строительная отрасль, по нашим оценкам, на 15–20%. Есть снижение производства у автопроизводителей, в сфере производства товаров народного потребления. Мы это, естественно, тоже почувствовали. Сейчас мы работаем где-то на уровне 90% от максимальной загрузки. Для компенсации «просевшего» внутреннего рынка мы увеличили поставки на внешние рынки. Сейчас мы отгружаем на внешний рынок около 25% металлопродукции от общего объема отгрузки, а к концу года эта доля может достигнуть 30%. Если говорить о прогнозах на 2015 год, то мы исходим из тенденции к сокращению рынка металлопотребления в России и странах СНГ на 15%, в первую очередь, за счет строительной отрасли и автопрома. Это сокращение мы частично компенсируем за счет поставок на внешние рынки.

B.G.: С какими производственными и финансовыми результатами вы рассчитываете встретить 2016 год? Какие оптимистичные и пессимистичные сценарии разработаны для ММК? Ожидается снижение или рост показателей по сравнению с 2014 годом? Или в нынешней экономической ситуации стоит только планка сохранить показатели?

П.Ш.: Как я уже отметил, сейчас российский рынок испытывает значительное давление. Поэтому наша стратегическая цель — сохранить объемы производства. На рост производственных показателей в текущей ситуации рассчитывать не приходится. И даже сохранение результатов 2014 года, судя по первому полугодию, задача довольно сложная. При этом по экономике, учитывая возросший экспорт, у нас есть все основания показать результаты не хуже 2014 года. Однозначно могу сказать, что по результатам этого года мы рассчитываем показать чистую прибыль.

B.G.: Планирует ли ММК в 2015 году оставаться ориентированным на внутренний рынок? Какие перспективы видит в экспортных поставках?

П. Ш.: Несомненно, для нас российский рынок остается в приоритете. Таково наше географическое положение, такова наша стратегия развития. При этом все последние годы мы целенаправленно инвестировали в проекты, работающие на импортозамещение. Но экспортные рынки для нас всегда были и остаются неким резервом для загрузки мощностей. Так что в нынешней ситуации мы готовы удовлетворить спрос на отечественном рынке, а оставшиеся объемы экспортировать.

B.G.: Как вы можете в целом оценить перспективы российских производителей металлопроката и стали в 2015 году?

П.Ш.: Предприятия, ориентированные на строительный рынок и инфраструктурные проекты, будут более чувствительны к кризису, а компании с большей дифференциацией сортамента переживут его легче. Разумеется, важную роль играет транспорт, логистика. Для ММК это создает преимущества на внутреннем рынке. А некоторые наши коллеги географически выгодно расположены для оперативной переориентации своих объемов в экспортных направлениях. Поэтому я считаю, что ключевые игроки на нашем рынке смогут отработать с минимальными потерями.

B.G.: Российский автопром продолжает демонстрировать падение. Как вы оцениваете свои перспективы на этом рынке? Планируется ли диверсифицировать рынки сбыта, если в автопроме будет продолжать ухудшаться ситуация?

П.Ш.: Автопром, безусловно, продемонстрирует восстановление. Вопрос в том, когда это произойдет и какими темпами. Для нас автопроизводители — стратегические клиенты, и со всеми мы выстраиваем отношения на долгосрочной основе. Нашими основными потребителями в этой отрасли, если исходить из объема поставок, являются отечественные компании АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ и УАЗ. На них общее падение в автопроме сказалось пока в меньшей степени. УАЗ, например, даже может показать рост объемов производства по итогам 2015 года. Кроме того, АвтоВАЗ, УАЗ и ГАЗ сейчас разрабатывают новые модели, и к моменту оживления спроса это даст им серьезные конкурентные преимущества. Мы, в свою очередь, для этих проектов разрабатываем новые марки стали. Мы не планируем уходить из автомобильной отрасли и сейчас нацелены на предоставление дополнительного сервиса для поддержки наших клиентов.

B.G.: Какие инновационные решения планируется внедрять в производство в 2015 году?

П.Ш.: Мы в этом году введем в эксплуатацию несколько экологических проектов — систему замкнутого цикла охлаждения коксового газа, первую очередь новой сероулавливающей установки. Это все примеры внедрения инновационных решений. После ввода каждого из этих объектов состояние технологий ММК приобретет качественно новый уровень, и экологическая ситуация вследствие этого серьезно изменится к лучшему. Если говорить о производстве металлопродукции, то на «ММК-Метиз» в этом году мы вводим в эксплуатацию три объекта. Они невелики с точки зрения объема инвестиций, но они дают нам продукт с новым качеством — холоднодеформированную высокопрочную арматуру, калиброванный прокат, проволоку. Также они позволят нам снизить затраты по переделу почти в три раза.

B.G.: Вот уже прошел год, как федеральные власти заявили о курсе на импортозамещение. Расскажите о своих впечатлениях: оказалась ли российская промышленность готова к требованиям металлургов, которые привыкли закупать зарубежные станки?

П.Ш.: Если посмотреть на закупки, то действительно доля оборудования и материалов иностранного производства за последние годы значительно увеличилась. Импортозамещение здесь — это один из способов снижения затрат. Мы постоянно «мониторим» рынок в поисках отечественных аналогов надлежащего качества. И естественно, что изменение курса рубля сделало нас более активными в этих поисках. Эта же причина придала импульс развитию наших отечественных партнеров. Если говорить конкретно, то трубопроводная арматура, сварочные электроды, дисковые ножи, паллеты, редукторы, — все это мы нашли у отечественных производителей с уровнем качества не хуже, чем у именитых западных брендов. Благодаря этому по закупкам за первые шесть месяцев этого года мы получили около 300 млн рублей прямой экономии.

Другие материалы по теме «Металлургия»



Вся лента