«Предприятия уже привыкли к работе в напряженных условиях»

После девальвации рубля отечественные потребители цветных металлов снизили объем своих заказов, таковы результаты первого полугодия 2015 года. Сокращение потребления цинка и меди составило суммарно 30%, однако на данный момент наблюдается восстановление рынка. Какое влияние на металлургию оказали санкции и удорожание валюты, рассказал корреспонденту „BG” Яне Платовой генеральный директор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын.

BUSINESS GUIDE: После экономических потрясений, которые произошли в конце 2014 года, металлурги смогли оценить последствия по итогам первого и второго кварталов. Как события «черного четверга» отразились на УГМК?

АНДРЕЙ КОЗИЦЫН: В нашем основном бизнесе — цветной металлургии, несмотря на то, что мировые цены на основные металлы упали, за счет девальвации рубля и курсовой разницы удалось выровнять положение. Да, четвертый квартал прошлого года и первый квартал нынешнего были не самые простые. Однако российские предприятия уже привыкли к работе в напряженных условиях и адаптировались к ним. Я уверен, что показатели по прибыльности и по эффективности по итогам 2015 года будут на уровне запланированных или даже выше. По крайней мере, объемы нашего производства и ситуация среди наших потребителей позволяют на это рассчитывать. Что касается черной металлургии, то в структуре нашего холдинга на эту отрасль приходится не такая большая доля. Тем не менее, рынок черных металлов очень сложный, конкуренция на нем высока, а ценовая конъюнктура не самая благоприятная. Поэтому ситуация здесь оставляет желать лучшего.

B. G.: Уже идет второй год, как российская экономика живет в условиях санкций. Как обострившаяся политическая ситуация сказалась на компании?

А. К.: После введения санкций отечественные компании оказались примерно в равных условиях. Деньгистали дороже и в рублях, и в валюте. Стало труднее привлекать заимствования, но, если посмотреть на ситуацию под другим углом, за последний год промышленники начали переформатировать инвестиционные программы с зарубежного капитала в российский. Безусловно, западные кредиты подорожали, стоимость финансовых ресурсов возросла, это объективная реальность. В то же время курсовая разница валют позволила в определенной степени нивелировать последствия санкций. Так как предприятия УГМК выпускают товар, который торгуется на биржах, проблем с реализацией металлопродукции нет. Мы из года в год продлеваем контракты со своими потребителями. Котировальный период определен, все понятно и прогнозируемо.

B. G.: Как складываются отношения с потребителями, которые работают в России?

А. К.: Если говорить о внутреннем рынке меди и цинка, мы столкнулись со сложностями в январе — марте 2015 года. Не было определенной ясности, куда все будет двигаться. По сравнению с первым кварталом 2014 года потребление меди в России упало в два раза. Падение продаж цинка было не настолько существенно, так как у нас подписаны долгосрочные контракты с отечественными компаниями, выпускающими оцинкованный лист. Что касается результатов второго квартала, мы зафиксировали рост реализации продукции. По итогам первого полугодия объемы внутреннего потребления, скорее всего, будут ниже на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Но все это происходит на фоне постоянного наращивания закупок. Конечно, 2014 год мы уже не повторим, но по прогнозам, по результатам 2015 года падение будет не критичным и составит 15–20%. Еще раз отмечу, что медь, цинк — биржевые товары. Все, что не удалось продать на рынке России, уходит в зарубежные страны.

B. G.: Каковы инвестиционные планы холдинга на ближайшее время?

А. К.: К концу 2015 года мы планируем реализовать проект, касающийся утилизации отходов производства, у нас уже есть большой опыт по этому направлению. Так, мы начнем переработку отходов в виде пыли в свинец, для чего переоборудуем наше производство сплавов цветных металлов в поселке Верх-Нейвинский в Свердловской области. Мощности по выпуску чистового свинца на площадке — на уровне 20 тыс. тонн в год, инвестиционная программа оценивается в 800 млн рублей. Сырьевая основа — это отходы, образующиеся в процессе переработки меди и цинка. Кроме того, сейчас мы работаем над расширением номенклатуры кабельно-проводниковых изделий и продукции заводов по обработке цветных металлов. По данному направлению мы наблюдаем жесткую конкуренцию среди производителей. Чтобы сохранять высокие показатели, надо постоянно следить за обновлением товарных позиций и работать над сокращением удельных затрат.

B. G.: Расскажите о перспективах чешского актива УГМК — самолетостроительного завода Aircraft Industries. Договаривается ли холдинг об условиях работы с регионами России, которые ранее покупали или планировали покупать самолеты?

А. К.: В рамках форума «Иннопром-2015» мы представили новую разработку нашего чешского актива — модель L-410 NG. Сейчас проводятся испытания новой версии, процесс займет примерно год. Если все пройдет успешно, с начала 2017 года L-410 NG будет запущен в серийное производство. Возможно, внешне он немного и похож на предшественника, однако новая модель включает в себя совершенно новую авионику, двигатель, измененные параметры крыла, в целом эксплуатационные характеристики улучшены. L-410 NG полностью модернизирован с учетом требований современных реалий. Сейчас мы продаем L-410 по всему миру, в том числе и в России, санкции никак не отражаются на реализации. Но следует учитывать, что машина чешского производства стала для российских потребителей существенно дороже после девальвации рубля. С другой стороны, в России нет собственного регионального самолета, так что мы делаем все, чтобы субъекты РФ продолжали закупать наши машины. Например, на «Иннопроме-2015» мы подписали соглашение с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым о возможности использования L-410 для развития воздушного сообщения в регионе.

B. G.: Между УГМК и администрацией Екатеринбурга подписано соглашение о намерениях по строительству ряда объектов к 300-летию города в ноябре 2023 года. Документ касается запуска рельсового трамвая между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Кроме того, компания продолжает работу по строительству «Екатеринбург-Сити», самого высокого комплекса в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. На какой стадии сейчас проекты?

А. К.: По скоростному трамваю между Верхней Пышмой и Екатеринбургом сейчас готовится постановление правительства Свердловской области. Реализовать проект мы намерены на условиях государственно-частного партнерства. Здесь будут задействованы средства и областного бюджета, и бюджеты двух муниципалитетов, и инвестиции УГМК. До апреля 2016 года планируется закончить разработку проекта для дальнейшей государственной экспертизы. По предварительным расчетам, строительство линии начнется в середине следующего года. Маршрут протяженностью примерно 10,5 км пройдет от станции метро «Уралмаш» в Екатеринбурге, захватит пересадочные пункты на улицах Фрезеровщиков и Шефской, территорию бывшего тепличного комбината и, конечно, Верхнюю Пышму. При этом нужно проложить линию так, чтобы органично вписаться в схему движения, а также не перегрузить трафик на оживленном проспекте Космонавтов в Орджоникидзевском районе. По поводу самой высокой башни «Екатеринбург-Сити», которую планируется построить к 300-летию уральской столицы, могу сказать, что потребуется очень много совместной работы и с городом, и с областью, потому что решить инфраструктурные вопросы в этом квартале без их участия невозможно.

Другие материалы по теме «Металлургия»



Вся лента