Бизнесмен ушел из Страсбурга
Леонид Фейтлихер отозвал жалобу в Европейский суд по правам человека
Бывший депутат Саратовской городской думы, президент Группы компаний «РИМ» Леонид Фейтлихер принял решение отозвать свою жалобу из Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), направленную туда в 2010 году. Бизнесмен мотивировал решение тем, что прошло уже много времени и судебная тяжба становится бессмысленной. Наблюдатели полагают, что господин Фейтлихер не хочет ухудшать отношения с региональными властями.
О том, что ЕСПЧ принял к рассмотрению жалобу Леонида Фейтлихера на решения судов различных инстанций Саратовской области, принявших решение привлечь его к ответственности за нанесение вреда репутации саратовскому региональному отделению «Единой России», стало известно в среду. Соответствующий документ появился на официальном сайте суда.
Однако господин Фейтлихер, проживающий в Израиле с конца 2011 года, заявил, что отзывает жалобу. Его комментарий опубликовало принадлежащее ему информационное агентство «Версия-Саратов». «Для меня было неожиданным сообщение о том, что ЕСПЧ принял к рассмотрению мою жалобу, датированную 2010 годом. За окном 2015 год, а в жалобе речь идет о событиях 2008–2010 годов. Семь лет — это большой период в жизни не только человека, но и страны в целом. За такой срок многое не только теряет свою первоначальную остроту или актуальность, но и приобретает иную окраску в контексте событий последних лет. Мной уже дано указание юристам отозвать данную жалобу. Полагаю, что в ближайшее время она будет снята с рассмотрения Европейского суда по правам человека», — цитирует Леонида Фейтлихера издание.
Жалоба в ЕСПЧ была подана господином Фейтлихером на решение Октябрьского райсуда Саратова, вынесенное 30 ноября 2009 года по иску депутата Госдумы от «Единой России» Николая Панкова о защите чести, достоинства и деловой репутации. Тогда суд обязал Леонида Фейтлихера выплатить господину Панкову 100 тыс. рублей моральной компенсации за обращение к президенту РФ Дмитрию Медведеву, в котором господин Фейтлихер просил дать «правовую и моральную оценку развязанной в Саратовской области антисемитской кампании».
Всего в Европейский суд по правам человека было направлено три жалобы Леонида Фейтлихера в июне 2010 года. Поводом для обращения бизнесмена в Страсбург также послужили решения саратовских судов, вынесенные по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации представителей «Единой России» — депутатов Госдумы Николая Панкова и областной думы — Александра Ландо в пользу последних.
Основанием для первых двух жалоб послужило решение, вынесенное 17 июля 2009 года Октябрьским райсудом Саратова по гражданскому иску о защите чести, достоинства, признании незаконной демонстрации фотографий, относящихся к личной жизни бывшего депутата Саратовской областной думы, единоросса Александра Ландо к господину Фейтлихеру. Поводом для этого разбирательства стала демонстрация во время круглого стола по борьбе с коррупцией Фейтлихером журналистам буклета под названием «Обращение», проиллюстрированного весьма фривольными фотографиями господина Ландо. Суд обязал взыскать с гордепа 400 тыс. рублей компенсации морального вреда.
Леонид Фейтлихер посчитал, что суды Российской Федерации нарушили Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. В мае 2009 года Волжский районный суд Саратова оправдал его по тем же обстоятельствам по стст. 130 и 137 УК РФ («Оскорбление» и «Нарушение неприкосновенности частной жизни») и оставил без рассмотрения гражданский иск господина Ландо, требовавшего 2 млн рублей в качестве компенсации морального вреда. Затем в июне 2009 года, как лицо, реабилитированное судом, Леонид Фейтлихер потребовал в судебном порядке компенсировать ему моральный вред, причиненный незаконным уголовным преследованием.
Политолог Александр Пантелеев считает, что Леонид Фейтлихер просто не хочет усугублять отношения с правящей партией в Российской Федерации. «У Леонида Фейтлихера в Саратове остается еще довольно много бизнес-объектов, поэтому тот факт, что он не стал продолжать суд, говорит о соблюдении им своего рода «техники безопасности». Недавно Конституционный суд признал, что решения Страсбургского суда не обязательны для исполнения в России, поэтому продолжение тяжбы только обострит окончательно его отношения с местной властью. А это чревато потерей части бизнеса», — считает господин Пателеев.