Газ-два взяли

ООО «ТЭК Тамбов» намерено возвести сеть АГЗС за 4 млрд рублей

До 2020 года в Тамбовской области планируется создать сеть из 25 газовых автозаправок (АГЗС). В их строительство Топливно-экологическая компания (ТЭК) готова вложить более 4 млрд руб. Первые две заправки уже строятся в областном центре. Представители инвестора заявляют, что будут создавать сеть АГЗС за собственные средства и думают об экспансии в соседнюю Липецкую область. Эксперты считают, что в «небогатой Тамбовской области» есть смысл сэкономить на топливе.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Первые две «автомобильные газонаполнительные компрессорные станции» (на них автотранспорт будут заправлять метаном) в Тамбове планируется сдать в эксплуатацию до конца этого года. Об этом «Ъ» вчера рассказал гендиректор ООО «ТЭК Тамбов» Лорис Егоян. По его словам, строительство первой заправки на улице Никифоровской в районе Тамбовского государственного технического университета должно завершиться в начале августа. Она будет представлять собой комплекс с автосервисом, мойкой, мини-маркетом и кафе. Вторая – на улице Монтажников на северо-восточной окраине облцентра – должна быть построена до конца осени. Всего, по словам господина Егояна, до 2020 года на территории региона компания планирует построить 25 заправок. «Еще три компрессорных станции сейчас проектируются. Они будут построены в Тамбовском районе в 2016-м», - уточнил гендиректор. По его оценке, стоимость одной заправки составляет от 150 до 180 млн руб., а общий объем инвестиций в проект может превысить 4 млрд руб. Лорис Егоян рассчитывает, что создание сети АГЗС будет вестись без привлечения кредитных средств: «Первые заправки мы построим на имеющиеся сейчас в распоряжении компании средства, а деньги для строительства остальных будем вынимать из оборота существующих». Управленец добавил, что при успешной реализации тамбовского проекта ТЭК может начать строить сеть «на территории других областей Черноземья», в первую очередь – соседней Липецкой.

По информации пресс-службы администрации региона, строительство заправок ТЭК входит в программу «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области на 2014-2020 годы». Планы использования газомоторного топлива обсуждаются местными властями с начала 2000-х, но ТЭК стала первым заинтересовавшимся инвестором. Ее планы рассматривались в среду на совещании у врио вице-губернатора региона Николая Коновалова. Там также обговаривалась возможность перевода на метан в течение двух лет транспорта бюджетных организаций региона. В октябре прошлого года сообщалось, что в 2015-м на газ планируют перевести 185 единиц автотехники - муниципальные автобусы, грузовые автомобили, сельскохозяйственную технику, коммунальную и другую спецтехнику не старше трех лет.

По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Топливно-экологическая компания Тамбов» было зарегистрировано в облцентре в сентябре 2014 года. Уставный капитал – 10 тыс. руб. Генеральный директор – Лорис Егоян. Основной вид деятельности – розничная торговля моторным топливом. По собственным данным, сегодня в Тамбове уже работает сервисный центр компании по установке газобаллонного оборудования на автомобили.
Тамбовское юрлицо принадлежит московскому ООО «Топливно-экологическая компания», которым, в свою очередь, владеют ООО «Газомоторные топливные системы» (ГМТС, 75%) и ООО «Энергоспецсервис» (25%). По 32,5% в ГМТС имеют председатель совета директоров Национального экологического промышленного альянса Арсен Агаджанян и липецкий девелопер Гегам Агаджанян. Еще по 17,5% у кипрской Darsi Limited и бизнесмена Ары Мкртчян. Единственный владелец «Энергоспецсервиса» — близкий к группе «Ташир» Леник Карапетян.


Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает заявленную инвестором схему финансирования «логичной»: «Ценность ее именно в том, что по мере поступающих от работающих заправок средств компания сможет оценить реальные потребности региона в станциях и, если потребуется, пересмотреть проект. Это лучше, чем взять заемные средства, построить сразу все 25 АГЗС, а потом выяснять, что часть из них простаивает, но отдавать долги надо». В то же время господин Баранов отмечает, что «до сих пор в России газ остается нишевым продуктом и количество автомобилей, использующих его в качестве топлива, в лучшем случае составляет 5-10% от общего количества». В таком случае проект будет более привлекателен при реализации планов властей по переводу на метан муниципального и государственного транспорта.

«Вероятно, что в небогатой Тамбовской области идея сэкономить на топливе имеет смысл, потому что безработица растет, экономическое положение ухудшается, домохозяйства экономят на топливе, но отказываться от личного транспорта люди у нас не готовы», - считает директор филиальной сети QB Finance Владимир Пахомов. По его мнению, новые АГЗС могут заинтересовать и компании, которые занимаются грузоперевозками. Окупаемость проекта эксперт оценил в четыре-пять лет.

Сергей Калашников

Вся лента