В двух мостах сразу
Прокуратура взяла на контроль строительство второй очереди моста через Чусовую
Прокурор края Вадим Антипов взял на личный контроль правовую экспертизу проекта концессионного соглашения о строительстве нового моста через Чусовую. Он заявил, что власти не смогут взимать плату за проезд по этому мосту до тех пор, пока инвестор не выполнит всех обязательств. По законодательству, платный проезд по автодорогам может вводиться лишь при наличии альтернативы, а в этом случае объезд составит несколько сотен километров. Депутат Виктор Плюснин утверждает, что платный проезд — это лишь один из вариантов расчета с инвестором.
На следующей неделе прокуратура Пермского края завершит проверку проекта концессионного соглашения, касающегося строительства нового моста через реку Чусовую, проезд по которому планируется сделать платным. Как пояснил глава надзорного ведомства Вадим Антипов, ситуация с соглашением находится под его личным контролем. «Однозначно могу сказать: пока не будет отремонтирован старый мост, а также построен и введен в эксплуатацию новый, никакой платы ни с кого браться не будет. Мы будем за этим следить. В любом случае никакого ущемления прав жителей края, тем более льготников, допускать не будем», — заявил господин Антипов. По его словам, опасения по поводу введения платы за проезд ему выразили жители Перми и Добрянки.
Согласно проекту документа, концессионер проведет реконструкцию подъездов к мосту через Чусовую и модернизирует сам мостовой переход. Рядом с существующим мостом появится новый. Вместе они создадут единую транспортную конструкцию с четырехполосным движением. Подписание соглашения планируется в начале 2016 года, а окончание строительных работ — на 2020 год. Потенциальных инвесторов краевые власти не раскрывают. По данным источников „Ъ“, потенциальными интересантами являются госкомпания «Автодор», Российский фонд прямых инвестиций, «Внешэкономбанк», а также итальянская компания Salini.
Как пояснил „Ъ“ министр транспорта Алмаз Закиев, стоимость проекта оценивается примерно в 12 млрд руб. Его предполагается реализовывать на паритетных началах: 50% необходимой суммы внесет инвестор, по 25% — федеральный и региональный бюджеты. Концессионер будет выбран по итогам конкурсной процедуры. Он получит право взимать плату за проезд по мосту: стоимость разового проезда составит 100 руб., годовой абонемент — 1000. По словам министра, если эксперимент с Чусовским мостом окажется удачным, то по такому же принципу может быть построен новый мост через Каму.
По данным „Ъ“, авторы проекта ссылаются на положительный опыт других регионов, в частности Башкортостана, где в рамках ГЧП ведется строительство платного транспортного коридора, который свяжет трассы М-5 и М-7. Коридор общей протяженностью около 11 км состоит из тоннеля, моста и автодороги. Проект стоимостью 25 млрд руб. планируется реализовать в течение пяти лет. Срок концессионного соглашения — 30 лет.
Если проект концессионного соглашения пройдет все согласования и будет одобрен властями Пермского края, попасть из Перми на другой берег Чусовой (в Березники, Соликамск, Чусовой, Гремячинск, Александровск, Губаху) бесплатно не получится. В качестве альтернативного бесплатного пути в этом направлении в документе указана дорога через Кунгур — Лысьву — Чусовой, что удлиняет путь на несколько сотен километров.
Отношения, возникающие при платном использовании автомобильных дорог, регулируются федеральным законом №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». Так, статья 37 закона гласит, что решение об использовании автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда. При этом она должна быть обеспечена до ввода в эксплуатацию платного участка. Протяженность платного участка не должна более чем в три раза превышать длину бесплатного. В то же время в указанной статье оговаривается ряд исключений. Одно из них — если более пятидесяти процентов протяженности платной автомобильной дороги составляют мосты, тоннели и путепроводы.
Собеседники „Ъ“ считают, что надзорный орган будет исходить из позиции, является мост частью автомобильной дороги или нет. «С одной стороны, это отдельное инженерное сооружение, — говорит один из пермских юристов, — с другой, он же не просто воду подпирает, а выполняет функцию обеспечения движения транспорта, как и автодорога. По этой логике и двухуровневые развязки тоже являются отдельным сооружением. При этом в случае с Чусовским мостом бесплатной альтернативы перебраться на другой берег просто нет».
«Всем понятно, что второй мост нужен, — отмечает глава Добрянского района Константин Лызов. — Транспортный поток такой, что иногда в пробках стоят не только автомобилисты, но и скорая помощь проехать не может. Учитывая, что в бюджете на этот проект денег нет, привлечение частного инвестора — это нормальный вариант». При этом господин Лызов считает, что для некоторых категорий граждан, например проживающих в районе моста, проезд по нему может быть и бесплатным.
По словам депутата законодательного собрания Виктора Плюснина, введение платного проезда — это лишь один из вариантов расчета с инвестором, окончательного решения еще не принято. «Речь пока о том, чтобы строить мост в рамках государственно-частного партнерства, — говорит господин Плюснин, — о модели окупаемости можно говорить позже. Возможен вариант платного проезда для всех или только для коммерческого транспорта. Еще один вариант — выкуп за счет средств региона. Стройка займет около четырех лет. Нужно смотреть, какая ситуация будет с бюджетом». По данным Виктора Плюснина, срок окупаемости проекта 10–11 лет, поэтому при определенных условиях край может расплачиваться с инвестором в рассрочку. «Нужно понимать, что некоторые шаги могут вызвать недовольство населения, но если средств не будет, то нужно договариваться, разъяснять свою позицию. Мост нужен без вариантов», — считает он.